В среду исполняется год со дня гибели 160 пассажиров и 10 членов экипажа самолета Ту-154 авиакомпании "Пулковские авиалинии", который выполнял рейс из Анапы в Санкт-Петербург и разбился в Донецкой области Украины. Близкие погибших отметят годовщину траурной церемонией у памятника, установленного на месте катастрофы. Общественная организация "Прерванный полёт" требует увеличения компенсаций и материальной помощи близким погибших, а также продолжения расследования всех обстоятельств катастрофы.
В траурной церемонии собираются принять участие 170 человек, из них 120 вылетели самолетом, а остальные 50 отказались от услуг авиации и отправились наземным путем: 20 - на поезде, а 30 - на личных автомобилях. Как передает ИТАР-ТАСС, родных и близких погибших собираются встретить лично губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко и председатель областного законодательного органа Анатолий Близнюк. Что же касается администрации Санкт-Петербурга - города, который являлся домом для 101 из погибших - то он будет представлен делегацией, возглавляемой одним из вице-губернаторов.
Памятник, установленный на месте трагедии, изначально представлял собой установленные на украинские средства крест с надписью "Донбасс скорбит" и торчащее вверх из земли крыло самолета с бортовым номером разбившегося воздушного судна: RA-85185, но чтобы монумент не стал "памятником механизму, а не людям", завод "Возрождение" по заказу "Прерванного полёта" изготовил в дополнение к торчащему из земли крылу две траурные плиты из полированного гранита с фамилиями всех 160 пассажиров и членов экипажа, сообщает газета "Коммерсант".
"Прерванный полёт" заявил об отказе городских властей установить памятник погибшим в северной столице, ссылаясь на то, что монумент стоял бы на Московском проспекте, но там устанавливать подобные объекты запрещено, поскольку Московский проспект является правительственной трассой.
Общественная организация также требует увеличить размер судебных компенсаций в возмещение морального и материального вреда. По данным "Коммерсанта", Московский районный суд Санкт-Петербурга уже вынес решения по 37 искам, назначив компенсации морального ущерба семьям погибших в размере от 50 тысяч до 350 тысяч рублей, еще одно дело будет слушаться 28 августа. Готовится еще 25 исков. Хотя требования "частично удовлетворяются", родные погибших утверждают, что, во-первых, объем выплат недостаточен и не может покрыть не только нанесенного гибелью близких морального ущерба, но даже стоимости уничтоженного катастрофой багажа.
Во вторых, "судебная система не готова рассматривать подобные дела. Много черствости, формализма, безразличия со стороны судей". К тому же, сообщила член организации Марина Штейнбок, не решен квартирный вопрос некоторых из ее участников. Так, сын погибшей стюардессы не хочет больше жить в авиагородке, чтобы не слышать шума, издаваемого самолетами. А женщина, которая потеряла в авиакатастрофе мужа и осталась с двумя пятилетними дочерьми-близнецами, живет у родителей покойного супруга в двухкомнатной квартире в Приозёрске. Документы, которые были направлены в органы власти по этому поводу, остались без ответа, утверждает Штейнбок.
Тем временем, несмотря на то, что официальное заключение о причинах катастрофы уже сделано и вину возложили на экипаж, общественная организация "Прерванный полёт" сомневается в этом. Независимые эксперты, сообщает газета "Новые известия", считают, что самолет стал жертвой "подхвата" - малоизученного явления, которое не было должным образом зафиксировано в технических характеристиках самолета Ту-154, а также в нормативных документах, которыми должны руководствоваться летчики при обучении и выполнении полетов. "Подхват" представляет собой самопроизвольное задирание вверх носа самолета Ту-154, если он набирает чрезмерно большую высоту. Не зная об этом явлении, экипаж поднял самолет слишком высоко, чтобы перелететь поверху грозовой фронт, но машина стала жертвой "подхвата", а затем перешла в неконтролируемый плоский штопор.
Неназванный эксперт, который беседовал с "Новыми известиями", утверждает, что Межгосударственный авиационный комитет не учел и других факторов. Во-первых, командир воздушного судна находился в неадекватном эмоциональном состоянии, что было замечено еще до начала полета, но причина и обстоятельства, при которых командир экипажа стал нервозен, никто не выяснял. Во-вторых, на месте второго пилота сидел молодой стажер, которому, возможно, не хватило квалификации и опыта при управлении самолетом в критической ситуации.
Подозрения не сняты и с украинских авиадиспетчеров, которые, подозревает источник НИ, не уделили должного внимания положению транзитного самолета. Более того, незадолго до рокового рейса через грозовой фронт пролетал грузинский экипаж, пишет издание. Его командир, утверждает эксперт, направил письмо в Ространснадзор, в котором заявлял, что предупредил диспетчеров о сложных погодных условиях - в частности, о том, что грозовой фронт простирается на высоту в 13 тысяч метров, которая является пределом для нагруженного Ту-154. Но диспетчеры будто бы не передали этого предупреждения следовавшему за грузинами лайнеру "Пулковских авиалиний". Почему они этого не сделали, неизвестно. Газета заключает: Однако, скорее всего, новое расследование проводиться не будет, и тайну гибели 170 человек так и не выяснят."