Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип ожидает от России прежде всего не компенсаций за советскую оккупацию, а извинений. "Специалисты неоднократно подводили итоги, и работа в этом направлении, к сожалению, будет продолжаться еще не один год. Но как измерить ущерб от не прожитой жизни? Или душевные страдания?" - сказал Ансип в онлайн-интервью газете Postimees во вторник.
"Думаю, что, прежде всего мы должны ожидать извинений. Извинений, идущих от всего сердца. И требования здесь не помогут. Россия должна нравственно созреть для этого. Если Россия станет демократическим государством, уважающем европейские ценности, это будет лучшей компенсацией для Эстонии", - приводит "Интерфакс" слова премьера.
Напомним, ранее в январе другая бывшая прибалтийская советская республика - Литва - вновь подняла вопрос о получении от России как от правопреемницы СССР материальной компенсации за "советскую оккупацию". Позиция России по всем подобным претензиям была и остается неизменной: РФ ничего платить не будет.
Ансип выразил сожаление в связи с тем, что российские высшие государственные деятели не посещают его страну. "Эстония неоднократно выказывала готовность развивать двухсторонние отношения с РФ и контакты с российскими представителями. С соседями принято общаться", - считает глава эстонского правительства.
Он также не согласился с мнением, что решение о раскопках Братской могилы советских солдат на холме Тынисмяги и перенос памятника Воину-освободителю, которое привело к массовым волнениям русскоязычного населения в конце апреля 2007 года, было засекречено.
"Все работы проводились открыто и в соответствии с законами Эстонской Республики. Правда, как я говорил и ранее, правительство хотело сначала произвести эксгумацию останков и только после этого установить монумент в другом месте, проведя соответствующую церемонию. Начавшаяся ночью 26 апреля в Таллине волна вандализма, атаки преступников не оставили кризисной комиссии и собравшемуся на внеочередное заседание правительству другой возможности. Для обуздания насилия правительство было вынуждено действовать немедленно", - пояснил Ансип. Он также оправдал действия правительства по переносу монумента на Военное кладбище из центра города.