В Германии обсуждают возможные санкции против режима Лукашенко, но понимают "символичность" этих действий
Архив NEWSru.com
 
 
 
Проигравший оппозиционный кандидат Александр Милинкевич путем непрерывных массовых протестов хочет заставить власть провести новые выборы
AP Photo
 
 
 
У ЕС имеются очень ограниченные возможности, прежде всего, ввиду зависимости Белоруссии от соседней России
RTV International

После сомнительных президентских выборов в Белоруссии политики из немецких партий ХДС/ХСС и СДПГ требуют введения санкций в отношении правительства в Минске. О том, каких последствий можно ожидать от подобных мер, пишет в среду Der Tagesspiegel (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Белорусская оппозиция настаивает, что воскресные выборы не были ни свободными, ни честными. Аналогичного мнения придерживаются международные наблюдатели: явка в 92% и отданные за президента Александра Лукашенко 82,6% голосов – для многих эти цифры не являются свидетельством демократических отношений. Проигравший оппозиционный кандидат Александр Милинкевич путем непрерывных массовых протестов хочет заставить власть провести новые выборы, а США и ЕС грозят Белоруссии санкциями, пишет газета.

Понятие "санкции" международным правом однозначно не определено, однако в основном под этим словом понимаются принудительные меры, которые могут быть приняты международными организациями в ответ на серьезные правонарушения. При этом следует различать военные и невоенные санкции. С экономическими санкциями в прошлом часто возникали проблемы, так как они нередко ударяли по невиновным – по гражданскому населению.

Например, тотальное эмбарго в торговле с Ираком, установленное Советом Безопасности ООН, возможно, явилось причиной смерти сотен тысяч людей, причем видимого эффекта не возымело: Саддам Хусейн не ушел с поста добровольно и не был свергнут народом. "С другой стороны, Южная Африка является примером действенности санкций", – говорит Йоахим Краузе, директор Кильского института политики безопасности. В течение 40 лет мировая общественность бойкотировала режим апартеида, что в конце концов привело к успеху.

Однако в том, что касается Белоруссии, эксперт по Восточной Европе Райнер Линднер настроен скептически: экономические санкции, считает он, вряд ли возможны. "У ЕС имеются очень ограниченные возможности, прежде всего, ввиду зависимости Белоруссии от соседней России",- указывает эксперт из Фонда науки и политики (SWP).

Существенную часть своей потребности в газе и нефти Европа удовлетворяет за счет поставок из России. "При этом три четверти импортируемых в Германию энергоносителей проходит через белорусские трубопроводы", – говорит Линдер. Меры против Лукашенко могут быть приняты только совместно с Москвой. Однако российский коллега Владимир Путин только что поздравил его с победой на выборах. "До тех пор пока Лукашенко находится под защитой Путина, добиться чего-либо очень трудно", – полагает Краузе.

Поэтому в настоящий момент единственно возможными мерами, которые обсуждает международная общественность, являются запрет на въезд в Европу для политической элиты и целенаправленные финансовые санкции, например, замораживание зарубежных активов представителей авторитарного минского режима. Такие выборочные санкции должны коснуться истинных виновников и не затрагивать невиновных. Недостаток данных инструментов заключается в том, что это по большей части символические меры, отмечает газета.