На очередной сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которая в понедельник открылась в Вене, генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи доложил о проведенной работе по ядерным проблемам КНДР, Ирана и Сирии - ни одно предположение США относительно разработки данными странами ядерного оружия не подтвердилось.
По словам аль-Барадеи, наблюдатели Агентства уже покинули ядерный комплекс в Йонбене по требованию корейской стороны, передает ИТАР-ТАСС. По его словам, МАГАТЭ также не зафиксировало использование Ираном ядерных материалов, имеющих отношение к его военной ядерной программе. При этом аль-Барадеи выразил сожаление, что Агентству не удалось добиться "существенного прогресса" в вопросе о возможных военных аспектах ядерной программы Ирана. Что касается Сирии, то там специалисты Агентства также не нашли подтверждения данным спецслужб США относительно объекта в эль-Кибаре.
Напомним, что в середине августа Пхеньян остановил работы по демонтажу ядерного комплекса в Йонбене, который может использоваться для производства оружейного плутония.
Вслед за этим поступили сообщения, что КНДР приступила к восстановлению реактора. Вашингтон уже с 10 августа мог исключить Северую Корею из списка стран-спонсоров терроризма, но отложил это решение до согласования содержания и условий проверки ядерного досье, которое Пхеньян предоставил в июле этого года.
Участники шестисторонних переговоров - два корейских государства, Китай, Россия, США и Япония - договорились о поставках КНДР компенсационной помощи в обмен на выведение из строя объектов в Йонбене и предоставление исчерпывающих данных о северокорейских ядерных программах.
11 сентября американские военные эксперты на фотоснимках из космоса обнаружили в Северной Корее вторую стартовую площадку для запуска межконтинентальных баллистических ракет на западном побережье страны, на границе с Китаем.
В обнародованном в минувшую пятницу заявлении представителя МИД КНДР Хен Хак Пона говорится, что в Северной Корее ведутся подготовительные работы по восстановлению ядерного реактора в Йонбене, передает РИА "Новости".
В пятницу в северокорейских государственных СМИ также появились сообщения, что КНДР больше не стремится быть исключенной из американского списка стран-спонсоров терроризма. В сообщении официального Пхеньяна отмечается, что в связи со срывом переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова КНДР "пойдет своим собственным путем".
В свою очередь представитель МИД США Шон Маккормак заявил на днях, что Северная Корея работает над восстановлением своего ядерного реактора в Йонбене и больше не стремится к исключению из американского списка стран-пособников международного терроризма.
Пхеньян намеревался вывести ядерный центр в Йонбене из эксплуатации, однако недавно было принято решение возобновить там обогащение урана - материала, используемого в атомных бомбах. Однако как заявил в понедельник Мухаммед аль-Барадеи, атомный реактор в северокорейском центре ядерных исследований в Йонбене остановлен и находится "в выключенном состоянии".
По его словам, тот факт, что северокорейская сторона вернула на место часть ранее демонтированного оборудования, "ничего не меняет". Все объекты в Йонбене по-прежнему остаются выведенными из эксплуатации.
Однако "в понедельник утром Северная Корея потребовала от инспекторов агентства снять пломбы и убрать оборудование наблюдения", отметил аль-Барадеи на встрече с членами Совета управляющих МАГАТЭ. По его словам, без этого оборудования эксперты не смогут продолжать свою деятельность на объекте.
Руководитель МАГАТЭ выразил надежду на "создание условий для скорейшего возвращения КНДР в Договор о нераспространении ядерного оружия и возобновления применения агентством всеобъемлющего режима гарантий"
МАГАТЭ "не зафиксировало использование Ираном ядерных материалов в связи с предполагаемыми исследованиями", заявил Мухаммед аль-Барадеи в Вене.
Впрочем, Агентству не удалось также достичь существенного прогресса в прояснении вопросов, касающихся т.н. "предполагаемых исследований", которые могут иметь отношение к военному измерению иранской ядерной программы, за исключением чертежей по изготовлению полусфер из металлического урана.
По словам эль-Барадеи, "это продолжает вызывать серьезную озабоченность". Глава МАГАТЭ подчеркнул, что Агентство "ни коим образом "не проявляет любопытства" по отношению к иранской военной деятельности в области обычных вооружений или ракетной деятельности страны". "Мы ясно фокусируемся на ядерных материалах и деятельности", - отметил эль-Барадеи.
Тем не менее, по его словам, Агентству необходим доступ к информации, "чтобы убедиться, что не было использовано никакого ядерного материала в целях создания оружия".
Он вновь призвал Иран "в кратчайшие сроки продемонстрировать полную транспарентность и принять все необходимые меры, чтобы создать уверенность в исключительно мирной природе его ядерной программы".
По словам эль-Барадеи, прошло уже шесть лет с того момента, когда МАГАТЭ начало интенсивную работу по выяснению характера ядерной деятельности Тегерана. "В интересах каждого, чтобы полная ясность была достигнута как можно скорее", - отметил он.
Аль-Барадеи отметил, Иран по-прежнему заявляет, что не занимался никакой деятельностью в рамках так называемых "предполагаемых исследований", способных иметь отношение к возможному созданию ядерного оружия, и что соответствующие документы, которые были переданы МАГАТЭ третьими странами, являются фальшивкой.
По его словам, Тегеран требует предоставить для ознакомления оригиналы или хотя бы копии упомянутых документов. В этой связи аль-Барадеи обратился к государствам-членам МАГАТЭ, передавшим упомянутые документы агентству, дать согласие на ознакомление с ними иранской стороны.
Он выразил надежду, что удастся достичь таких договоренностей, которые с одной стороны позволят Ирану защитить свои секреты, связанные с совершенствованием обычных вооружений, а с другой - обеспечат агентству возможность удостовериться в "непереключении ядерного материала на военные цели".
В заключение аль-Барадеи выразил озабоченность в связи с тем, что вопреки требованиям Совета Безопасности ООН Иран не остановил работ по обогащению урана, хотя и произвел лишь небольшое количество низкообогащенного урана.
До тех пор, подчеркнул он, пока Тегеран не даст исчерпывающих разъяснений по сути выдвинутых подозрений, не проявит должной транспарентности и не согласится на применение положений дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, агентство "не сможет предоставить надежных гарантий отсутствия у Ирана незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности".
Специалисты МАГАТЭ не нашли подтверждения данным спецслужб США относительно объекта в эль-Кибаре в Сирии, сообщил генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи.
"Анализ взятых на объекте проб продолжается. Однако на сегодняшний день каких-либо следов ядерных материалов в них не выявлено", - отметил он в ходе состоявшейся сегодня в Вене встречи с членами Совета управляющих МАГАТЭ.
В сентябре прошлого года объект в Эль-Кибаре был разрушен в результате налета ВВС Израиля, а в июне этого года данный район был тщательно проинспектирован делегацией МАГАТЭ во главе с заместителем гендиректора агентства Олли Хейноненом.
Согласно данным западных спецслужб, Сирия при содействии КНДР вела в районе Эль-Кибар сооружение ядерного реактора. Дамаск назвал эти утверждения "фантазией", подобной домыслам о наличии оружия массового уничтожения у Ирака времен Саддама Хусейна.
Недавно МАГАТЭ обратилось к Сирии с просьбой разрешить провести инспекцию еще нескольких объектов, на которых, возможно, проводятся незадекларированные ядерные исследования. Однако Дамаск пока не отреагировал на этот запрос.