Официальный запрос на выдачу в Великобританию Андрея Лугового пока не передан российским властям, поскольку собранные британской полицией материалы, свидетельствующие о его возможной причастности к смерти бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко, еще переводят на русский язык, сообщает ВВС.
Требования британских властей основываются на том, что Россия в 2001 году присоединилась к конвенции ЕС об экстрадиции от 1957 года. Российские власти сразу заявили о том, что выдача граждан страны за рубеж противоречит конституции России, однако ряд экспертов в Москве признали, что власти хотя и не обязаны, но вправе выдать Лугового по запросу британцев в соответствии с этой конвенцией.
Во вторник глава Королевской прокурорской службы (КПС) Великобритании, сэр Кен Макдональд, назвал Лугового основным подозреваемым по делу об убийстве Литвиненко 23 ноября и заявил о необходимости его экстрадиции из России.
Российские власти сразу же заявили, что экстрадиция граждан страны противоречит конституции, однако дело может быть рассмотрено российским судом.
Когда стало известно о том, что в Лондоне Луговому предъявлены обвинения, он в очередной раз заявил о своей непричастности к делу и одновременно пообещал сенсацию, которая изменит отношение британского общественного мнения к россиянам, проживающим в последние годы в Соединенном Королевстве.
В Британии получил политическое убежище Литвиненко - бывший сотрудник ФСБ, ставший непримиримым противником президента России Владимира Путина и своих бывших сослуживцев, - а также еще ряд противников Кремля, в том числе опальный бизнесмен Борис Березовский.
Луговой, также в прошлом служивший в ФСБ, был в Лондоне в начале ноября 2006 года и встречался с Литвиненко. Вскоре после этого состояние здоровья Литвиненко резко ухудшилось. Спустя примерно три недели он скончался в больнице Университетского колледжа Лондона, как установило вскрытие, от отравления радиоактивным веществом полоний-210.
Как сообщает лондонская газета The Guardian, обвинения в адрес Лугового основываются именно на радиоактивном следе, обнаруженном везде, где он бывал в Лондоне.
Луговой вместе с еще несколькими россиянами встречался с Литвиненко в лондонском отеле Millenium. "Наливая раствор, содержавший полоний, в чайник Литвиненко... убийца по-видимому заразился сам. Затем он оставлял след радиации, куда бы ни шел - в ресторанах, номерах отелей, в такси, в аэропортах. Когда он пожимал руки, прикасался к электрическим выключателям, открывал портфель или передавал банкноту, он распространял полоний", - пишет Guardian.
"Квитанции платежей по кредитным картам и авиабилеты указывали на Лугового", - подчеркивает издание.
При этом, как отмечается в лондонских газетах, полоний-210 производится в основном в России - как уточняет газета Independent, в Дубне - но небольшое его количество было продано в США.
"Как предполагается, ФБР исследовало характерные примеси в полонии, связанном с гибелью Литвиненко, и соотнесло их с примесями в партиях, импортированных в США. Как следствие, Скотленд-ярд, по-видимому, знает не только на каком реакторе был произведен яд, но и точную дату его производства", - пишет Guardian.
Соавтор Литвиненко по книге "ФСБ взрывает Россию" Юрий Фельштинский, впрочем, выразил удивление тем, что обвинения в убийстве были предъявлены одному Луговому.
"Я очень удивлен, потому что по поступавшей предварительной информации британское правительство собиралось назвать несколько человек, назвать само это убийство убийством, заказанным государством, и заявить, что за ним стоят российские секретные службы. Меня очень удивило, что назвали только Лугового. Я не понимаю, как они ожидают, что кто-то поверит в то, что за убийством Александра Литвиненко в Лондоне стоял всего один человек", - сказал Фельштинский в эфире аналитической телепрограммы программы Би-би-си Newsnight.