Древний кодекс позволяет албанским женщинам становиться "мужчинами" без операции
Reuters
 
 
 
Албанские культурологи говорят, что сохранение средневековых обычаев, от которых давно отказались в других местах, является побочным продуктом былой изоляции страны
Reuters
 
 
 
Согласно многовековому устному кодексу Лека Дукаджина, цена женской жизни составляет половину мужской, в то время как цена жизни девственницы равна мужской - 12 быков
Reuters

В современной Албании все еще существует древняя традиция, которая позволяет женщинам получить статус мужчины, дав обет безбрачия. Подробнее о необычном ритуале и его месте в современной Албании издание Gerald Tribune расспросило непосредственных его участниц. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

В прежние времена, когда в стране господствовали мужчины, роль женщины была жестко ограничена заботой о детях и доме. Согласно многовековому устному кодексу Лека Дукаджина, цена женской жизни составляет половину мужской, в то время как цена жизни девственницы равна мужской - 12 быков.

Встать на одну социальную ступень с мужчиной албанка могла лишь дав обет безбрачия. Женщины, поклявшиеся до конца дней оставаться девственницами, становились патриархами своих семей, получая все атрибуты мужской власти. Они получали право носить мужскую одежду, оружие и проводили жизнь в обществе других мужчин, ведя себя как они.

- История "дяди" Кеки
- Не все женщины довольны обретенной свободой

При этом, данный обычай не имеет ничего общего с гомосексуализмом, который в сельской Албании был строго табуирован, предостерегают социологи. Принесшие клятву женщины также не делали пластических операций по смене пола.

Обет был обусловлен социальной необходимостью в сельских регионах, охваченных войнами и смертями. Если глава погибал и не оставлял после себя наследников мужского пола, влияние могли получить незамужние женщины. "Отказаться от сексуальности, поклявшись сохранять девственность, было способом вести общественную жизнь для женщин в сегрегированном обществе, где господствовали мужчины, - говорит Линда Гусиа, профессор гендерных исследований в Университете Приштины в Косово. - Задачей было выжить в мире, где правят мужчины".

Некоторые женщины также приносили эту клятву, чтобы избежать насильственного брака. Были и такие, кто решал сохранять девственность с тем, чтобы выразить свою независимость. Кое-кто позднее пожалел о жертве - такие женщины вернули себе прежний статус и вышли замуж.

История "дяди" Кеки

В северной сельской Албании, по данным исследователей, изучающих этот обычай, проживает около 40 женщин, давших обет девственности.

Кеки, которую в ее семье называют "дядя", говорит, что решила стать "мужчиной" в возрасте 20 лет. Ее отец погиб, а братья - кто погиб, кто сидел в тюрьме. Для нее это был единственный способ поддержать мать, а также жен и детей своих братьев.

Жизнь в роли мужчины дала ей свободу, в которой было отказано другим женщинам. Она могла работать на стройке и молиться в мечети вместе с другими мужчинами. Даже сегодня, говорят ее племянники, они не смеют жениться без разрешения своего "дяди".

Она считает, что лишение половой жизни было необходимой жертвой. Ее не печалит то, что у нее нет детей, добавляет она, потому что ее всегда окружали племянники и племянницы.

Однако на нее также легло обязательство отомстить за смерть отца. Поэтому когда его убийца вышел на из тюрьмы, она приказала своему 15-летнему племяннику убить его. Затем семья этого мужчины отомстила, убив племянника. В Албании, преимущественно мусульманской стране, кодексу следовали и мусульмане, и христиане, хотя турки-оттоманы и правительства одно за другим пытались снизить его влияние.

"Быть мужчиной было лучше, потому что тогда считалось - что женщина, что животное - все одно, - рассказывает Кеки. - Сегодня у албанских женщин равные права с мужчинами, и они даже более влиятельны. Думаю, сегодня быть женщиной - это хорошо".

Однако, как сознается 78-летняя девственница, родись она в сегодняшней Албании, она предпочла бы остаться женщиной.

Не все женщины довольны обретенной свободой

Албанские культурологи говорят, что сохранение средневековых обычаев, от которых давно отказались в других местах, является побочным продуктом былой изоляции страны. Однако они подчеркивают, что сегодня традиционная роль албанской женщины меняется.

Сегодня в Албании, где есть интернет и MTV, обычай давать обет безбрачия исчезает. Девочки больше не хотят становиться мужчинами. "Сегодня в Албании за всем стоят женщины", - говорит Илир Изейри, критик, пишущий об албанском фольклоре.

Сокращение влияния кодекса на распределение ролей между полами происходит даже в отдаленных горных районах, утверждают местные жители.

"Сегодня женщины и мужчины занимают почти одинаковое положение, - говорит Кака Фикири, племянница 88-летней Камиль Стемы, которая была последней женщиной, принесшей клятву девственности в их поселке.

Однако некоторых женщин, принесших клятву девственности, такие перемены отнюдь не радуют.

54-летняя Диана Ракипи, охранница в приморском городе Дуррес в западной Албании, пошла на это, чтобы заботиться о своих 9 сестрах. Сейчас женщины не знают своего места, считает она. "Сегодня женщины ходят полуголыми на дискотеку и не знают границ", - говорит Ракипи.