Комитет по разведке Палаты представителей американского Конгресса выступил накануне с резкой критикой американской разведки в Иране, обвинив ЦРУ и другие агентства в том, что они "не способны получать важную информацию, необходимую для вынесения суждений"
НТВ
 
 
 
В отчете палаты представителей говорится о том, что инспекторы МАГАТЭ несколько лет находили в Иране свидетельства возможного существования ядерной программы
AFP
 
 
 
Отчет комитета палаты представителей был представлен в тот момент, когда администрация Буша отчаянно ищет рычаги, чтобы заставить Иран приостановить ядерную программу
whitehouse.gov

Комитет по разведке Палаты представителей американского Конгресса выступил накануне с резкой критикой американской разведки в Иране, обвинив ЦРУ и другие агентства в том, что они "не способны получать важную информацию, необходимую для вынесения суждений" о ядерной программе Тегерана, его намерениях и даже связях с терроризмом, пишет The Washington Post (полный текст на сайте Inopressa.ru).

29-страничный отчет комитета полностью поддерживает позицию Белого дома, согласно которой исламская республика развивает программу ядерного вооружения, представляющую значительную угрозу для Соединенных Штатов. Однако в отчете содержится упрек в адрес разведывательных органов, не обеспечивающих достаточно прямых доказательств в пользу этого утверждения.

"Американские разведывательные управления знают об иранской ядерной программе гораздо меньше, чем нужно политикам в нынешний критический момент", - говорят авторы отчета. Информация, "относящаяся к потенциальным иранским программам по химическому и биологическому оружию, не является ни обширной, ни убедительной". Кроме того, было собрано мало информации о связи Ирана с "Аль-Каидой" и с недавними боевыми действиями между Израилем и "Хизбаллах" в Южном Ливане, говорится в отчете.

Отчет составлен на основе исключительно общедоступных документов. Его авторы не беседовали с представителями разведки. Тем не менее, они предостерегают разведывательное сообщество от ошибок, подобных суждениям об оружии массового поражения накануне войны в Ираке, отмечая, что Иран вполне может развернуть "кампанию по обману и отрицанию, чтобы преувеличить успехи своей ядерной программы, как, судя по всему, сделал Саддам Хусейн в отношении программ по ОМП".

В отчете палаты представителей говорится о том, что инспекторы МАГАТЭ несколько лет находили в Иране свидетельства возможного существования ядерной программы, и указывается, что для поиска подтверждений необходимо задействовать больше ресурсов американской разведки.

Есть несколько сфер, где, по мнению авторов, разведка может улучшить работу по сбору и анализу информации. Особенно резкой критике подвергается глава национальной разведки Джон Негропонте. В отчете говорится, что Негропонте должен "четко определить цели в улучшении сбора и анализа информации по Ирану, чтобы члены сообщества знали, чего он хочет достигнуть".

Джон Каллахан, пресс-секретарь Негропонте, говорит, что уже "предпринимаются шаги в соответствии с рекомендациями комитета и есть готовность работать совместно с членами комитета, чтобы добиться прогресса в решении иранской проблемы".

Отчет комитета палаты представителей был представлен в тот момент, когда администрация Буша отчаянно ищет рычаги, чтобы заставить Иран приостановить ядерную программу. Во вторник Тегеран отклонил резолюцию СБ ООН, требующую прекращения работ по обогащению урана.

В течение нескольких недель Белый дом говорил, что будет настаивать на международных санкциях, если Иран не подчинится требованиям СБ. Однако ни один из союзников США не говорил о санкциях в среду, на следующий день после того, как Иран заявил, что готов к участию в серьезных переговорах с США, но не будет предварительно приостанавливать ядерную программу.

Госдепартамент США в среду выступил с лаконичной реакцией на предложение Ирана, сказав, что оно не удовлетворяется требованиям выполнения Ираном своих обязательств, но санкции при этом упомянуты не были.

Администрация не обосновывает свое заключение о ядерной программе Ирана американскими разведданными, как это было в преддверии войны с Ираком 2003 года. Вместо этого она ссылается на многолетние тайные разработки Ирана и ставит вопрос, зачем стране с таким количеством нефти нужна масштабная программа по ядерной энергетике.