В пятницу Здание Ассамблеи Северной Ирландии пришлось срочно эвакуировать после того, как на заседание парламента ворвался мужчина с большой сумкой и с криком "Не сдаваться!" бросил ее на пол
Reuters
 
 
 
Служба безопасности тут же скрутила провокатора
Reuters
 
 
 
Им оказался бывший известный ольстерский лоялист Майкл Стоун, который застрелил несколько лет назад трех человек на похоронах одного из членов Ирландской республиканской армии
Reuters

В пятницу Здание Ассамблеи Северной Ирландии пришлось срочно эвакуировать после того, как на заседание парламента ворвался мужчина с большой сумкой и с криком "Не сдаваться!" бросил ее на пол.

В парламенте в это время проходили ключевые дебаты по распределению постов в коалиционном правительстве католиков и протестантов. Служба безопасности тут же скрутила провокатора. Им оказался бывший известный ольстерский лоялист Майкл Стоун, который застрелил несколько лет назад трех человек на похоронах одного из членов Ирландской республиканской армии.

При задержании у Стоуна были обнаружены огнестрельное оружие, нож и бутылка с горючей смесью, сообщают агентства.

Перед тем как ворваться, он написал красной краской на колоннах при входе: "Шинн Фейн - отбросы ИРА" ("Шинн Фейн" - организация, считающаяся правым крылом ИРА).

Премьер-министр Ирландии Берти Ахерн заявил по этому поводу: "Это показывает, что Майкл Стоун решил продолжить свою очень опасную деятельность. Но он был остановлен". "Это ясно показывает, от чего мы стараемся уйти в Северной Ирландии", - заметил он.

"Ольстерскими лоялистами" в Северной Ирландии называют боевиков "юнионистов" - тех, кто выступает за сохранение в Северной Ирландии власти британской короны. ИРА - Ирландская республиканская армия - это террористическая организация, которая любыми способами добивается воссоединения Северной Ирландии с Ирландией.

В Северной Ирландии сегодня действует соглашение Страстной пятницы о перемирии между ирландскими сепаратистами, объединенными в Ирландскую республиканскую армию, и юнионистами. Подписанное в 1998 году Соглашение открыло дорогу к восстановлению самоуправления Ольстера.

После прихода к власти в 1997 году лейбористы разрешили контакты между государственными представителями и руководством партии Шинн Фейн, которая в ответ приняла план Митчелла и объявила о прекращении огня. В апреле 1998 г. переговоры между правительством и партиями Северной Ирландии приводят к достижению исторического Соглашения Страстной пятницы. Основной вклад в это событие внесли Дэвид Тримбл, лидер ведущей юнионистской партии Ольстера, и Джон Хьюм, лидер умеренной националистической партии. Признанием их заслуг стала Нобелевская премия мира.

Соглашение предусматривало изменение статуса Северной Ирландии только с согласия ее жителей. Правительство Ирландской Республики обязалось снять конституционное притязание на суверенитет над всем островом. Были запланированы выборы североирландского парламента, создание министерского совета Север-Юг для развития сотрудничества между Белфастом и Дублином, а также Британо-ирландского совета. На свободу были отпущены "политические" заключенные, а также началось разоружение боевиков, в первую очередь ИРА.

Однако противоречия между юнионистами и националистами вскоре вновь обострились, и политические силы Ольстера до сих пор так и не смогли договориться о начале совместного управления регионом. Положение усугубляется и тем, что умеренные силы и со стороны католиков, и со стороны протестантов уступили ведущие позиции более радикальным силам на недавних выборах в региональный парламент.

Обещание сложить оружие и перейти к переговорам боевики ИРА дали британскому правительству в ноябре 2004 года. Правительство выдвинуло свое условие: процедура передачи арсенала, накопленного за 85 лет террористической деятельности организации, должна была проходить под наблюдением представителей католической и протестантской церквей.

До декабря 2004 года вопрос о сдаче оружия оставался открытым, однако боевые действия группировка не проводила из-за продолжающегося перемирия.

За подпись под мирным соглашением и отказ от террора ИРА потребовала не больше Аслана Масхадова: Северная Ирландия получила право избирать собственный парламент и формировать органы исполнительной власти. Оборона, внешняя политика, финансы остались за Лондоном. Взрывать и убивать перестали, несмотря на упорный отказ боевиков ИРА разоружиться.