Бывший вице-премьер, экс-глава Центробанка Туркмении и нынешний глава оппозиционного движения "Ватан" Худойберды Оразов заявил, что туркменская оппозиция готова к борьбе за изменение существующего в республике режима, пишет газета "Коммерсант".
- Оппозиция ищет деньги Ниязова в немецких банках
"Если режим не претерпит никаких изменений, у нас не останется иного варианта кроме радикального - отстранения его от власти", - сказал Оразов. Он пояснил, что раньше оппозиция не прибегала к такому варианту в том числе и потому, что располагала надежной информацией, что Ниязову "оставалось полгода, от силы год". "Это время можно было потерпеть ради избежания возможного кровопролития. Если же дело Ниязова решат продолжить его более молодые последователи, 10-15 лет мы терпеть не будем. Тогда или радикальный вариант или уход из политики",- подчеркнул Оразов.
Кроме этого, представители туркменской оппозиции призывали власти страны выпустить из тюрем политических заключенных и объявить вторник днем национального примирения. "Мы направили обращение Народному совету Туркмении и народу страны с предложением принять решение об освобождении всех политических заключенных и объявить 26 декабря днем национального примирения", - сказал в телефонном интервью "Интерфаксу" в понедельник один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Туркмении Байрам Шихмурадов.
Между тем в правительстве Туркмении, а также в четырех общественных организациях, объединенных национальным движением "Галкыныш" (Возрождение), идет обсуждение кандидатур на освободившиеся высшие государственные посты. Во вторник состоится заседание высшего представительного и законодательного органа - Народного Совета, на котором, по официальным данным, должны быть объявлены кандидатуры на пост президента Туркмении, который стал вакантным в связи с кончиной президента Сапармурата Ниязова. Кроме этого, ожидается, что Народный Совет, объявит и дату президентских выборов, передает ИТАР-ТАСС.
Однако сведения о том, как проходят обсуждения, предваряющие чрезвычайно важное заседание Народного Совета, в печать не просачиваются.
В то же время многие политические наблюдатели и в дипломатических кругах, часто называют имя временно исполняющего обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедова, назначенного Госсоветом безопасности. Однако в соответствии с Конституцией, "лицо, исполняющее обязанности президента Туркмении не может быть предложено на должность президента", но, как пишет "Независимая газета", новое руководство Туркмении уже продемонстрировало непедантичное следование Конституции.
Согласно Конституции эту должность должен был получить занимавший на тот момент пост спикера парламента Овезгельды Атаев. Однако в день смерти президента Ниязова было официально объявлено о возбуждении против Атаева уголовного дела, а затем было принято решение о его аресте.
Стоит отметить, что за назначением Бердымухаммедова стоит секретарь Госбезопасности Агагельды Мамедгельдыев. Это подтверждает предположение, что ситуацию в стране контролируют силовики. Кроме Бердымухаммедова среди возможных претендентов на пост президента называются также начальник охраны Ниязова Акмурат Реджепов и глава МВД Акмамед Рахманов. Как отмечает "Коммерсант", Реджепова считают теневым политиком, предпочитающим контролировать ситуацию из-за кулис и не выходя на первые роли.
По некоторым данным, пост главы Народного совета может занять сам Мамедгельдыев. Пост его заместителя достанется тогда представителю МВД, а совет безопасности, секретарем которого сейчас является министр обороны, перейдет в руки министерства национальной безопасности. В этом случае власть в Туркмении также окажется полностью в руках силовиков из ближайшего окружения Сапармурата Ниязова, и оно же выдвинет из своих рядов кандидата в президенты.
Сын Ниязова Мурат в качестве преемника практически не рассматривается, от политики он далек. Кроме этого, в качестве возможных кандидатур на пост главы государства называются также несколько фамилий руководителей силовых структур, но окончательно все должно проясниться 26 декабря.
При перспективе, когда власть в стране окажется в руках силовых структур, каких-либо радикальных изменений в Туркмении ждать не приходится. Подобный вариант развития событий не устраивает туркменскую оппозицию, которая также активно пытается участвовать в "разделе пирога".
Помимо вопросов в отношении будущего президента Туркменистана, у международной общественности в конце прошлой недели появились и другие вопросы. Так британская The Financial Times опубликовала статью, в ней говорится, что на зарубежных счетах туркменского правительства, которые находятся в Deutsche Bank и German Bank может находиться до 3 млрд. долларов, большая часть из которых была подконтрольна лично покойному Ниязову.
По информации "Интерфакса", лидеры базирующейся в Вене оппозиционной Республиканской партии Туркмении обратились к властям Германии с просьбой провести официальное расследование в отношении этих счетов. В письме, направленном политэмигрантами канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, утверждается, что в Deutsche Bank и других иностранных банках, возможно, находится около $3 млрд, в отношении которых могут возникнуть вопросы, связанные с "отмыванием денег" и "нарушением стандартов ЕС в отношении прозрачности банковских операций". Согласно письму, счет в Deutsche Bank, через который шли поступления за экспорт туркменского газа на Украину, управлялся Центробанком Туркмении.
В свою очередь, бывший председатель ЦБ Туркмении Оразов, прокомментировал сообщения о счетах Ниязова, которые появились в британской прессе следующим образом: "Таких счетов просто нет", - сказал он. "Речь идет о счетах ЦБ Туркмении в зарубежных банках – именно он распоряжается всеми государственными деньгами, - объяснил Оразов. - Все распоряжение ими идет за подписью председателя ЦБ Туркмении, а не кого-то еще".
Он считает, что никаких личных счетов Туркменбаши и его приближенных на Западе не будет обнаружено: "Эти люди не будут держать деньги на счетах на свое имя. То, что они сумели вывезти из страны, скорее всего, размещено в бумагах, недвижимости, но не на банковских счетах".