Западная пресса в четверг пишет об экономическом форуме в Давосе. Британская The Guardian утверждает, что именно из Давоса открывается второй по качеству вид на Землю (первый - с Луны).
Ежегодное заседание Всемирного экономического форума дает уникальную общую панораму мировых проблем и возможностей. Причина проста: глобализация - в первую очередь экономическое явление. И сильнее всего она проявляется в действиях крупного бизнеса, представители которого и являются основными участниками форума. Никто в мире, даже генеральный секретарь ООН, не смотрит на вещи так глобально, как они. Все прочие виды глобализации - культурная, правовая, политическая и моральная - лишь следуют за экономикой. Однако устроитель форума Клаус Шваб с удивительным честолюбием решил вновь согласовать их. "Мы стремимся улучшить ситуацию в мире", - гласят светящиеся надписи на швейцарском курорте.
Каждый год взгляд из этого высокогорного места устремляется в несколько измененном направлении. В 2007 году в центре внимания оказалось "смещение баланса силы". Время выбрано идеально: открытие форума совпало с посланием о положении в стране самого влиятельного человека в мире, в котором президент США Джордж Буш был вынужден скромно жевать навязший в зубах пирог.
Всего шесть лет назад казалось, что эпоха биполярного мира ушла вместе с холодной войной. Многие считали, что Соединенные Штаты стали единственной сверхдержавой - нет, даже гипердержавой, как с завистью заметил министр иностранных дел Франции. У США самая сильная армия в истории человечества. Они создадут собственный мир. Они могут позволить себе действовать по своему усмотрению. После Ирака со всем этим пришлось распрощаться. И это не просто неудача конкретного честолюбивого шага американской внешней политики - случившееся отражает глубокие структурные изменения, которые стремится очертить Давос, пишет издание.
Французская газета Le Monde в статье "Шизофреническая глобализация" пишет о том, что посткоммунистический мир - не прекрасная долина милосердия. Капитализм победил, но он несет в себе семя противоречия. Глобализация избавляет от нищеты миллионы людей, особенно в Азии. Но она игнорирует значительную часть мира на юге и севере. И она пугает, ибо заставляет сниматься с места, отказываться от собственных привычек, изменяться.
"Нам противостоит шизофренический мир, - пишет Клаус Шваб, основатель Всемирного экономического форума в Давосе. - Он становится все сложнее, его все труднее понять". В нем переплелись добро и зло, богатство и бедность, рост и избыток, превосходство и неравенство, нет политики, которая не сталкивается с противодействием, нет роста, который не имеет обратного хода. Главная тема дебатов нынешнего форума, открывшегося в среду 24 января, вращается вокруг "изменения равновесия сил".
2400 участников из 90 стран до воскресенья будут вести переговоры с руководителями многочисленных международных организаций (в числе которых ВТО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк), неправительственных организаций (Oxfam, Amnesty и др.) и 24 главами государств или премьер-министрами, приехавшими на форум.
Ангела Меркель, Тони Блэр, его будущий преемник Гордон Браун, Лула да Сильва, Махмуд Аббас, король Хусейн, премьер-министры Египта, Индонезии, Вьетнама, Танзании и другие приедут в Давос, чтобы рассказать крупным инвесторам о ситуации в своих странах и реформах, которые они проводят или хотели бы провести. Нельзя недооценить престиж форума, на котором из 500 крупнейших мировых компаний 300 представлены их президентами.
Издание The Moscow Times пишет о том, что Кремль в этом году делает Давос приоритетом.
Представительная делегация Кремля во главе с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым находится на этой неделе в Давосе, чтобы доказать необходимость инвестировать - и верить - в Россию.
Единственным министром, представлявшим правительство в прошлом году на Всемирном экономическом форуме, ежегодной встрече лидеров политики и бизнеса в швейцарских Альпах, был министр экономического развития и торговли Герман Греф. И то он лишь мельком появился на русском обеде, который традиционно проходит в пятницу вечером на ежегодном мероприятии.
Большое отличие этого года, говорят правительственные чиновники и инвесторы, заключается в том, что Россия отчаянно нуждается в исправлении репутации, испорченной рядом неловких конфликтов и ошибок, в частности прекращением поставок газа и нефти в ходе ценовых споров с соседями. Не меньше огорчает некоторых участников форума всплеск активности государства в энергетическом секторе за счет подавления иностранных инвесторов.
Задача убедить, что Россия является заслуживающим доверия и надежным партнером, будет возложена на Медведева, Грефа, министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, губернатора Петербурга Валентину Матвиенко и краснодарского губернатора Александра Ткачева. У них плотный график заседаний, личных встреч и пресс-конференций на форуме, который открылся в среду и продлится до воскресенья.
Чтобы помочь им быть убедительными, в Давосе находятся вице-президент "Газпрома" Александр Медведев, устраивающий дебют государственного газового гиганта в Давосе, и президент "Роснефти" Сергей Богданчиков.
Дмитрий Медведев, Греф и Матвиенко представят точку зрения правительства на место России в мире на субботнем пленарном заседании, когда зал, как ожидается, будет полон. Сразу после них, на втором пленарном заседании, глава "Системы" Владимир Евтушенков и президент Внешторгбанка Андрей Костин расскажут о России с точки зрения инвесторов, вместе с президентом Coca-Cola Невиллом Исделлом и президентом Ernst & Young Джеймсом Терли.
Дмитрий Медведев будет хозяином на трехчасовом приеме в четверг вечером, он поговорит с лидерами СМИ во время 45-минутного перерыва на кофе в пятницу. У него, Грефа и Матвиенко назначены пресс-конференции. Между официальными мероприятиями они сосредоточатся на частных встречах.
Форум, по существу, будет международным выездом в свет для Дмитрия Медведева, которого многие считают ведущим претендентом на роль преемника президента Владимира Путина на выборах в 2008 году. Это будет его первое собрание высокого уровня с мировой элитой, и некоторые российские участники полагают, что Кремль привлекает к нему международное внимание, пытаясь понять, является ли он хорошим материалом с точки зрения президентства, пишет издание.