На этой неделе в Норвегии встретятся министры стран Северного моря. Они обсудят меры, которые надо принять для того, чтобы предотвратить появление "враждебных" видов животных и растений в европейских водах, что может стать причиной экологической катастрофы.
Как сообщает Daily Telegraph, материал которой публикует Inopressa.ru, только в пределах Британии уже зарегистрировано 53 чужеродных вида флоры и фауны. Самые опасные из них - Китайский краб, моллюск блюдечко и японская водоросль Sargassum muticum, известная под названием "удушающая водоросль".
Моллюск "блюдечко", который, видимо, был привезен во Францию вместе с тихоокеанскими устрицами и распространился в балласте и по корпусам кораблей, сражается за среду обитания и пищу с устрицами. Сообщается, что во многих районах Эссекса блюдечко уже вытеснило устриц.
Вызывает озабоченность Китайский краб, численность популяции которого в устьях Темзы и Хамбер постоянно растет. Считается, что это негативно отразится на мерах по защите от наводнений.
Японская водоросль, обнаруженная впервые в Бембридже на острове Уайт в 1971 году, быстро распространилась по всему побережью пролива Ла-Манш и ближайшим островам. Эта водоросль засоряет протоки, блокирует винты и водозаборы, засоряет ареалы устриц, мешается в сетях рыболовов.
Экологов всерьез беспокоит то, что чужеродные виды чересчур хорошо приживаются в новом окружении в связи с отсутствием хищников и болезней, которые мешают их размножению в родном ареале, и постепенно вытесняют родные европейские водоросли.
В настоящее время ясно только, что проблема эта серьезная, однако как реагировать на нее - пока непонятно. "Мы знаем, что там что-то происходит, но не знаем, что именно. Мы только начинаем изучать возможную угрозу", - говорит член британской Совместной комиссии по сохранению природы Марк Таскер.
Это не первый случай, когда чужеродные организмы нарушили биологическое равновесие, появившись в новой местности. Так, в 1988 году Черное море пострадало из-за появления стремительно размножавшейся хищной медузы, проживающей в устьях рек восточного берега Северной Америки, и отобравшей экологическую нишу у рыб. В результате объемы улова рыбы сократились с 700 тыс. тонн в год до менее чем 100 тыс. тонн, а тысячи рыболовов остались без работы.