Неприятно думать о том, как гуманитарные катастрофы отражаются на наших портфелях. Но в профессиональные обязанности инвестиционных аналитиков входят размышления о том, как сыграть на растущем, по мнению ученых, риске пандемии "птичьего гриппа". Хотя вероятность ее и невелика, но инвесторам не помешает оценить риск.
"Если "птичий грипп" обернется глобальной пандемией, миру будет о чем подумать, помимо финансовых рынков. Но это не останавливает экономистов и стратегов, размышляющих, как она отразится на разных аспектах, от экономического роста до учетных ставок, от цен на акции до обменных курсов", - пишет The Wall Street Journal, статью которой публикует Inopressa.ru.
Опасения по поводу вероятной пандемии вызвало появление вируса "птичьего гриппа" H5N1, который перекинулся с птиц на людей и за последние два года убил 67 человек в Азии. Некоторые ученые опасаются, что миру грозит пандемия, если вирус мутирует и начнет передаваться от человека к человеку.
"Хотя количественно выразить вероятность пандемии H5N1 среди людей трудно, аналитики считают, что "птичий грипп" представляет риск для мировой экономики", – говорит Роберт Бонте-Фридхайм, аналитик Citigroup, специализирующийся на медицинских проблемах, и один из авторов недавнего доклада, посвященного "птичьему гриппу".
Вероятность пока представляется очень небольшой. Но, по оценке Всемирной организации здравоохранения, сравнительно умеренная глобальная вспышка может унести от 2 до 7 млн жизней. Другие эксперты полагают, что активный вирус может соперничать с "испанкой" 1918-1919 годов, от которой умерло от 20 до 100 млн человек.
"Исходить следует из того, что пандемии гриппа бывали в прошлом и вполне могут произойти в будущем, что будет иметь разрушительные последствия для мировой экономики и рынков", – говорит Лоренцо Кодонью, возглавляющий отдел европейской экономики в Bank of America.
Сценарии и последствия
Сравнительно слабая и контролируемая вспышка "птичьего гриппа", вероятно, замедлит экономическую активность, приведет к падению акций и укреплению бондов, быстрому росту курса "безопасных" валют – швейцарского франка и, возможно, американского доллара и британского фунта. Но, по мнению аналитиков Citigroup, тенденция будет временной. В распродаже обыкновенных акций они видят возможность покупать акции, результатом чего станет возобновление экономического роста.
Масштабная пандемия – это другая история. Даже те, кто считает прогнозы о повторении 1918-1919 годов преувеличением, признают, что эффект в этом случае будет разрушительным. "Глобальная вспышка "птичьего гриппа" привела бы к спаду мировой экономики, падению цен на сырье, повышению непринятия риска, ослаблению политики монетаризма и падению учетных ставок", – говорит Бен Уолкер, фондовый менеджер Gartmore Investment Management.
Удар по экономикам нанесет сокращение числа поездок, отсутствие на работе по болезни, падение потребительской и корпоративной уверенности и карантинные меры.
Сочетание непринятия инвестиционного риска с замедлением глобального роста резко уменьшит иностранные инвестиции. Это негативно отразится на валютах стран с большим дефицитом, которые зависят от зарубежного финансирования – американском, австралийском и новозеландском долларе, британском фунте, южноафриканском ранде и мексиканском песо, говорит Марвин Барт, валютный эксперт Citigroup.
Замедление роста, особенно в Азии, сильно отразится на спросе на сырье, особенно на авиационное топливо. "Резкое ограничение передвижений сильно отразится на спросе на нефть", – говорят аналитики Citigroup. "Однако такие товары, как серебро и золото, могут вырасти в цене в результате погони за качеством", – считает Уолкер из Gartmore.
Стремясь получить представление о том, что может произойти на разных рынках, стратеги часто используют как модель вспышку нетипичной пневмонии 2003 года. Рост в Восточной Азии резко замедлился. Дефляция, связанная с падением потребительских цен, ударила по Гонконгу, Китаю и Сингапуру.
Приток туристов в Гонконг сократился, отели не заполнялись, а биржа упала на 10% за шесть недель. Брокерские счета, акции промышленных предприятий, банков, сырьевых компаний и недвижимости на азиатских рынках, за исключением Японии, потеряли 7-17%; акции коммунальных служб и здравоохранения немного выросли. Но брать нетипичную пневмонию за точку отсчета было бы излишне оптимистично. Вспышка была недолгой и в основном ограничилась четырьмя азиатскими странами.
"В случае с нетипичной пневмонией рынок начал возвращаться в исходное состояние лишь после того, как сообщения о новых случаях заболевания продемонстрировали явную тенденцию к ослаблению вспышки, – говорит Бонте-Фридхейм из Citigroup. – В случае с гриппом H5N1 это может занять много времени".
При пандемическом сценарии в число благополучных секторов на бирже попадут компании, производящие антивирусные препараты и вакцины, сети больниц, производители средств дезинфекции и домашних развлечений, поставщики телекоммуникаций и интернет-провайдеры.
Одновременно, отмечает Standard&Poor's, "фирмы, зависящие от большого скопления людей, – авиакомпании, предприятия досуга и рестораны – пострадают". Другими пострадавшими окажутся крупные магазины, производители предметов роскоши, нефтяные компании, горнодобывающие и металлургические концерны.
Впрочем, заключает WSJ, кое-кто полагает, что событие будет настолько серьезным, что инвесторы мало что могут сделать. "От этого не застраховаться", – говорит Криспин Оди, глава Odey Asset Management в Лондоне.