Свой 90-й день рождения в пятницу отмечает Аугусто Пиночет, глава чилийского военного режима (1973-1990). Для одних этот больной старик - кровавый диктатор, для других - президент, при котором чилийская экономика после долгих лет упадка вышла на поступательный и динамичный путь развития.
Накануне стало известно, что Пиночет помещен под домашний арест. Суд, находящийся под давлением и противников, и сторонников Пиночета, то возобновляет, то приостанавливает процесс против него. Но впервые экс-диктатору предъявлены обвинения, не связанные с нарушением прав человека во время его правления в 1973-1990 годах. Он обвиняется в уклонении от уплаты налогов и других махинациях, связанных с многомиллионными банковскими счетами. Однако маловероятно, что экс-диктатору грозит тюрьма, так как он страдает от острой сердечной недостаточности и других недугов, и, по мнению медиков, не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Несколько месяцев назад Верховный суд сделал Пиночету "подарок" к 90-летнему юбилею, окончательно лишив его сенатской неприкосновенности и выдав ордер на арест его жены и младшего сына, которым инкриминируются финансовые махинации.
Судья предусмотрел возможность его освобождения под залог. Как пишет Le Temps, сумма залога - около 30 тысяч франков (22 тыс. долларов – прим. ред.) - не должна составить проблему для генерала. Он обвиняется в неуплате налогов со своих заграничных банковских счетов (всего их около 130), на которых лежит не менее 35,5 млн франков (27 млн долларов). Подделка паспортов и использование вымышленных имен – Даниэль Лопес или Джон Лонг - позволили ему хранить капиталы, в частности, в престижном вашингтонском банке Riggs. "Возможно, денег у него еще больше", – предполагает представитель прокуратуры. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Год назад, когда скандал разразился, бывшему диктатору, который всегда гордился своей честностью, так и не удалось доказать, что это состояние ему позволили сколотить только его должностной оклад и пожертвования сторонников. Чилийское правосудие подозревает, что генерал не только разворовывал государственные деньги, но и получал взятки за многочисленные военные контракты.
Родственники жертв диктаторского режима, на счету которого гибель не менее 3 тысяч человек, надеются, что это обвинение станет только первым шагом. "Сегодня его обвиняют в финансовых правонарушениях; завтра, надеемся, его будут судить за преступления, совершенные за 17 лет диктатуры", – говорит Лорена Писарро, председатель Объединения исчезнувших узников.
Пиночета уже трижды арестовывали за бесчинства, творившиеся при его режиме, напоминает Le Temps, но всякий раз это оставалось для него без последствий. В первый раз по решению испанского судьи Бальтасара Гарсона он провел пятьсот дней под стражей в одной из лондонских больниц, после чего был репатриирован по состоянию здоровья. В дальнейшем чилийский судья Хуан Гусман дважды предъявлял ему обвинение, но оба раза Верховный суд закрывал дела на основании медицинских заключений, утверждавших, что Пиночет не может быть судим по причине "умеренного слабоумия".
Но на этой неделе новые обследования исключили такую возможность, и педантичный судья Серда смог отдать распоряжение о четвертом аресте генерала, в октябре лишившегося иммунитета в качестве бывшего главы государства. "Состояние 90-летнего старика не представляет опасности для общества", – говорится в постановлении судьи, которое еще должны рассмотреть Апелляционный и Верховный суды. За арестом может последовать обвинение и в его причастности к исчезновению пятнадцати оппозиционеров, которое в свое время было преподнесено как сведение счетов между партизанами.
Именно в правление Пиночета в Чили активизировалась деятельность секты "Дигнидад", основанной немецкими эмигрантами вскоре после Второй мировой войны. Именно эта секта, согласно легенде, укрывала многих известных "наци", якобы включая Мартина Бормана и даже Адольфа Гитлера. Экс-диктатор всегда восхищался Третьим рейхом, а Адольф Гитлер был его кумиром. На должность главного советника тайной полиции ДИНА он назначил одного из главных нацистских преступников - Вальтера Рауффа. Более 40 лет секта "Дигнидад" оставалась самой законспирированной организацией в Чили. Лишь в последние годы завеса тайны, окутывающая "Дигнидад", начала приоткрываться, пишет "Версия".
Основатель секты, психопат, педофил и фюрер своего мини-рейха Пауль Шефер, эмигрировавший в Чили, предложил Пиночету свои услуги, и они были с благодарностью приняты. В колонии был сооружён небольшой завод по сборке огнестрельного оружия. "Дигнидад" превратили в пыточный центр, куда ДИНА вывезла около 120 политзаключённых. Узников допрашивали с применением страшных экзекуций, проводили над ними эксперименты, например, исследовали степень сопротивляемости различным пыткам. В 1998 году вся страна была шокирована новостью: родственники исчезнувших 25 лет назад жертв диктатуры опознали их на фотографиях, сделанных в колонии.
Беглый нацист пустил переночевать юного Че Гевару
Ещё в середине позапрошлого столетия переселенцы из Пруссии по просьбе чилийских властей изгоняли со своих земель мирных крестьян из индейского племени мапуче и на их территориях возводили огромные имения. Армия Чили создавалась в конце XIX века также по прусскому образцу и с помощью специалистов из этой страны. Уже к началу ХХ века на юге Чили возникла колония "Маленькая Германия".
В 30-е годы XX века Чили наводнили нацистские агенты, появилось множество фашистских групп. Нацистская пропаганда ориентировалась, прежде всего, на офицерский корпус. Гитлер рассчитывал сделать из Чили, Аргентины и Бразилии плацдарм для завоевания всего американского континента. "Я создам германское государство на этом континенте метисов", - обещал фюрер. По его планам, Чили предстояло войти в "Тоталитарные Южноамериканские Соединённые Штаты", или в возрождённую империю инков.
После краха "тысячелетнего рейха" в Чили переехали тысячи нацистов. Селиться они предпочитали группами, воссоздавая на чужбине черты родины. В одной из таких колоний побывал и легендарный революционер Эрнесто Че Гевара.
В январе 1952 года, путешествуя по Латинской Америке, никому не известный аргентинский студент-медик Эрнесто Че Гевара и его друг Альберто Гранадо случайно оказались на территории довольно крупной асьенды у подножия чилийских Анд. Уже спустились сумерки, и гостеприимный хозяин любезно пустил путников переночевать. Только наутро друзья поняли, что владельцем поместья был состоятельный беглый нацист фон Пут Камер, а ночь они провели в посёлке бывших офицеров вермахта.
В Чили более 40 лет процветала секта нацистов, основанная большим другом Пиночета
В 1961 году в Чили появился странный человек с документами на имя гражданина ФРГ Пауля Шефера - самой загадочной фигуры нацистского подполья в Чили. Он родился в 1921 году в городке Зиегбурге под Бонном. О его семье ничего не известно. После войны он работал воспитателем в детском саду при евангелическом храме, откуда его выгнали за совращение детей, а затем и отлучили от церкви. Для Шефера, считавшего себя выдающимся знатоком Библии и проповедником, это было серьёзной психологической травмой. Рассудок его повредился, и он начал проповедовать, разъезжая по разорённой стране.
Вокруг самозваного мессии собиралась группы почитателей. Вместе они учредили общину "Частная социальная миссия", куда заманивали пострадавших от войны мирных жителей. Отставной солдат проявил себя невероятно жёстким командиром, обладавшим способностью подавлять чужую волю и полностью подчинять себе людей. Когда против него вновь были выдвинуты обвинения в педофилии, грозившие многолетним тюремным заключением, Шефер воспользовался предложением посла ФРГ в Чили переехать в эту страну. Чтобы запутать следы, он имитировал самоубийство и организовал собственные похороны.
Шефер вывез в Чили своих подручных, в большинстве своём это были дети, добровольно отданные родителями в миссию. Они обосновались в живописном тихом уголке в предгорьях Анд. Колония, получившая название "Дигнидад" (по-испански – "достоинство", "честь"), объявила себя гуманитарным, филантропическим объединением. Дела немецкого анклава шли неплохо, в основном за счёт нещадной эксплуатации воспитанников, работавших по 14-16 часов. Ещё одной бесплатной рабочей силой стали чилийские дети-сироты и дети бедняков. Их били, морили голодом, зомбировали, применяли электрошок. Дети прозвали своего вождя "вездесущим дядюшкой". Многих мальчиков Шефер использовал для сексуальных утех. Одна из жертв "Дигнидад" Марио, Рамирес, оказался в секте 8-летним ребёнком и через пять лет сумел сбежать. Сейчас ему 30, и он, чилиец никогда не бывавший за пределами Южной Америки, говорит на испанском с немецким акцентом.
Земельные владения секты, её предприятия, недвижимость и банковские счета оцениваются в 100 миллионов долларов. Колония реализовывала в Чили и Германии высококачественные сельскохозяйственные продукты - овощи, фрукты, мясомолочную продукцию, мёд. В её собственности находились рестораны, два рыболовецких судна, золотоносная шахта, гравийный карьер. Всё это ежемесячно приносило до 100 тысяч долларов. Секта содержала больницы и школы, через которые находила новую рабочую силу из бедных и неполных семей. Шефер и его телохранитель Герхард Мюке создали превосходную систему безопасности и разведку. Границы были обнесены колючей проволокой, а воздушное пространство контролировали радары. Сам Шефер жил в персональном бункере, а пробраться в колонию или сбежать из неё было практически невозможно.
В бункере Шефера скрывался Борман и, возможно, Гитлер
Недостаток информации о "Дигнидад" порождал всевозможные домыслы и мифы. Так, говорили, будто у Шефера нашли приют изобретатель передвижных газовых камер Вальтер Рауфф, врач-экспериментатор Освенцима Йозеф Менгеле и ближайший соратник Гитлера Мартин Борман. Ходили и совсем фантастические слухи, что в бункере Шефера скрывается сам Адольф Гитлер. Аргументировалось это тем, что личная подводная лодка фюрера так и не была обнаружена.
Самый авторитетный исследователь фашистской эмиграции в Южную Америку Ладислао Фараго причисляет "Дигнидад" к одному из секретных форпостов "четвёртого рейха". Хитрый и предприимчивый фюрер "Дигнидад" обзавёлся друзьями и покровителями среди влиятельных политических деятелей, которые издавна ценили вклад немцев в экономику страны. А президент Чили в 60-х годах Эдуардо Фрей, имевший германские корни, будучи идеологом социал-христианской доктрины, с симпатией относился ко всем благотворительным и образовательным инициативам. Но он и понятия не имел о том, что в действительности происходит в "Дигнидад".
В период правления социалиста Сальвадора Альенде немецкие колонисты оказывали поддержку правоэкстремистским группировкам. Они восторженно приняли военный переворот 11 сентября 1973 года и приход к власти хунты во главе с Аугусто Пиночетом.
Шефера арестовали только в этом году
Многие журналисты пытались раскрыть секреты таинственной секты. Туда пробовал прорваться известный российский журналист и писатель Генрих Боровик. А эмигрант из СССР и гражданин США Борис Вайсфейлер, который попытался проникнуть в "Дигнидад", в 1985 году исчез в её окрестностях. Позже были найдены его рюкзак, одежда и кредитная карточка. О его судьбе до сих пор ничего не известно.
С падением диктатуры Пиночета в 1989 году закончилось золотое время "Дигнидад". Демократическое правительство возбудило против колонистов судебный процесс. Шефер, предчувствуя опасность, скрылся, предварительно зарегистрировав недвижимость, фирмы и банковские активы общины на подставных лиц. Секта спешно сменила название на "Вилла Бавария". В ноябре 1996 года на её территории провели масштабные обыски. В этом году в хранилищах были обнаружены три склада с оружием (самый большой в истории Чили частный арсенал) и архив с подробным досье на всю политическую элиту. Герхарда Мюке, правую руку Шефера, арестовали.
В марте 2005 года в окрестностях Буэнос-Айреса был арестован и сам Пауль Шефер. Его депортировали в Чили, где он должен предстать перед судом. Его показания могут нанести серьёзный удар по многим видным политикам. По выражению сенатора-социалиста Хайме Наранхо, если "он заговорит, в Чили рухнет всё, вплоть до кафедральных соборов".
Сейчас на юге Чили по-прежнему существует община с красивыми въездными воротами и вывеской "Вилла Бавария". Жизнь там замерла. Немногочисленные колонисты стараются поддерживать свой быт, пустуют пыточные камеры и поля, на которых трудились несчастные каторжники. Все запасы оружия, важные документы, улики преступлений конфискованы полицией.