Российские военные в Ливане, 10 октября 2006 года
Reuters
 
 
 
Российские военные в Ливане, 10 октября 2006 года
Reuters
 
 
 
Российские военные в Ливане, 10 октября 2006 года
Reuters

Чеченские солдаты из батальонов "Запад" и "Восток", охраняющие российский мостовой батальон в Ливане, говорят, что эта страна очень похожа на Чечню, удивляются, что не все арабы - мусульмане, и хотят "показать всем ливанцам личность российского солдата". От спокойствия в долине Бекаа, где находятся российские строители и чеченские солдаты, зависит хрупкий мир на всем Ближнем Востоке, пишет "Российская газета".

Долина Бекаа - одно из самых сложных мест, где несет службу взвод российский охраны. Справа через дорогу - Израиль, слева - Ливан, впереди - граница с Сирией. Фактически российские строители восстанавливают мосты в двойном кольце охраны. Снаружи - армия Ливана, внутри чеченцы. Распорядок дня - жесткий. Подъем в пять утра и выезд на объект. Дежурство - сутки, потом отдых в лагере. И так каждый день. Сейчас стало труднее - в Ливане наступила зима. Зима здесь - это сезон дождей со стеной воды, морем жидкой грязи и повышенной духотой.

- Слово "Грозный" звучит как пароль
- Чеченцы узнали лишь в самолете о том, что они поедут в Ливан
- Справка: батальоны "Восток" и "Запад"

Главная задача, которую командование поставило перед бойцами чеченских батальонов "Восток" и "Запад", - охранять людей и груз.

Выезд колонны грузов в долину Бекаа или ближе, к мосту Эль Дамур, - это серьезная подготовка и постоянное напряжение, прежде всего, для охраны. В Бекаа российские военные повезут последние конструкции для завершения работ. Дорога дальняя и трудная, крутые горные повороты и очень неспокойная обстановка.

Только за последнюю войну Израиль сбросил на Ливан свыше миллиона мин и бомб. Обезврежено пока примерно четыреста тысяч. У россиян в долине Бекаа самый тяжелый участок. А мост Абу-Зибле, который они восстанавливают, - стратегический. Он ведет из Ливана в Сирию.

Слово "Грозный" звучит как пароль

Ливанские военные уважительно и сердечно встретили чеченских военных, пишет РГ. В Ливане отношение к советским, а потом и к российским гражданам всегда было добрым, отмечает газета. Однако, по ее данным, внимание к чеченцам выделяется даже на этом благоприятном для нас фоне.

Про Чечню в Ливане знают, и не только в больших городах. Слово "Грозный" звучит зачастую как пароль. А когда командиры разрешили чеченцам с переводчиком посещать в свободное от дежурства время мечеть, эта новость разлетелась по всей стране. Местные несут россиянам хлеб и фрукты. У одного из чеченцев в Ливане даже нашлась родственница. Правда, дальняя, вышедшая когда-то замуж за ливанца, но и они приехали к солдатам с местными сладостями.

"Мы прибыли сюда чтобы работать, но главное - показать всем ливанцам личность российского солдата", - заявил старший лейтенант Ибрагим Бекханов из батальона "Запад", руководящий вторым взводом охраны. Его подчиненные охраняют строителей, грузы, мост с палаточным лагерем и саперов.

Как и полсотни прибывших в Ливан чеченцев, он за границей впервые. Никто из них до этого не видел Средиземное море, волны которого накатывают у самых палаток в базовом лагере, что недалеко от города Сайда. Окунуться в море они тоже уже успели. Говорят, что вода слишком соленая.

"Природа здесь, как у нас, в Чечне, - рассказал Бекханов, но, обернувшись на кактус, добавил. - Ну, почти как у нас".

"Знаете, я раньше думал, что все арабы - мусульмане, но только здесь узнал, что это не так. Есть арабы-христиане, - рассказал чеченский военнослужащий. - И еще в Ливане очень вкусный хлеб. Другой, не такой, как дома, но тоже вкусный. И люди хорошие".

Земляк Ибрагима прапорщик Расул Баймурадов из батальона "Восток" командует первым взводом охраны. "Мы тут как бы между двух огней, - сообщил Баймурадов. - Впереди Израиль, а за спиной ливанская армия. Пока никаких эксцессов не было. Надеюсь, что не будет до конца работ".

Чеченцы узнали лишь в самолете о том, что они поедут в Ливан

В базовом лагере, где живут чеченские бойцы, образцовые чистота и порядок. Ничего лишнего. Стол с лавками под раскидистым деревом и шум волн.

Но так цивильно здесь было не всегда. Совсем недавно это место представляло собой заросший колючим кустарником берег моря. Здоровенные колючки местами чуть ли не в человеческий рост переплелись в сплошной заградительный заслон. Все это надо было сначала расчистить, потом разровнять и лишь затем ставить палатки. Теперь это жилое и даже где-то уютное место.

Не забыли в лагере и о спорте - чеченцы сами построили брусья, привезли с собой турник, коллективно устанавливали баню.

О том, что они поедут в Ливан, чеченские военные узнали лишь в самолете. Расул Баймурадов рассказал, как это выглядело: "Командир велел набрать 25 человек и подготовиться к длительной командировке. Как я выбирал? Нет, я выбирал не лучших, у нас все бойцы замечательные, а выбирал добровольцев. Знаете, у кого-то дома могли быть проблемы, кто-то не мог надолго отъехать".

"Куда летим, я узнал лишь в Москве, на аэродроме Чкаловский, - продолжил он. - А мои бойцы вообще в самолете. Интересно было, с чем нас здесь встретят. Но встретили, как друзей".

За спиной у чеченцев в полный рост встал горный хребет, с которого даже в плохую погоду виден израильский наблюдательный пост. Оттуда за ними круглосуточно наблюдают. С этого же поста одинаково хорошо видны и Бейрут, и Дамаск.

Старший лейтенант Ибрагим Бекханов заявил, что пока наши строители и их охрана стоят в долине на посту, а в базовом лагере развевается российский флаг, здесь все будет спокойно.

Батальоны "Восток" и "Запад"

Батальоны "Восток" и "Запад" были сформированы специальной директивой Генштаба и вошли в состав 291-го мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии. Личный состав этих подразделений состоит из уроженцев Чечни, в том числе русских, хотя подавляющее большинство воинов все-таки - чеченцы. Свои имена батальоны получили потому, что один из них вел боевую работу на востоке республики, а другой - на западе.

Первым командиром "Востока" был Джабраил Ямадаев, погибший в марте 2003 года и удостоенный посмертно звания Герой России. Сейчас командиром является Герой России полковник Сулим Ямадаев. Командиром "Запада" был и остается Герой России полковник Саид-Магомед Какиев.

За время боевых действий на Северном Кавказе "Восток" потерял более пятидесяти человек убитыми, ранено в боях было около ста шестидесяти солдат и офицеров. "Запад" потерял около двадцати бойцов, ранено было сто двадцать пять человек.

Вот выписка из служебного документа, характеризующего деятельность чеченских военнослужащих Российской армии: "Личный состав батальонов "Восток" и "Запад" хорошо обучен и подготовлен. Рядовые бойцы и командиры обладают хорошими знаниями по тактической, тактико-специальной, огневой подготовке, минно-подрывному делу, инженерному обеспечению, правилам организации и ведения радиосвязи, медицинской подготовке. Прекрасно знают особенности ведения боевых действий в горной и горно-лесистой местности. Отличаются личным мужеством и бесстрашием".