Проверка по расследованию Мюллера о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы в США приобрела статус уголовного дела,
ФБР

Проверка по расследованию Мюллера о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы в США приобрела статус уголовного дела, сообщает The New York Times со ссылкой на двух осведомленных источников издания.

Отмечается, что данный шаг позволит прокурору штата Коннектикут Джону Дарему, руководящему процессом, вызывать свидетелей в суд для дачи показаний и запрашивать документы. Кроме того, он сможет собрать большое жюри и выдвигать обвинения. Ранее Дарем мог допрашивать свидетелей только с их согласия и изучать только правительственные документы.

Когда именно было принято решение о переквалификации расследования, не уточняется. Как уточняет газета, уголовное дело может спровоцировать некую обеспокоенность тем, что президент США Дональд Трамп использует Минюст для преследования своих предполагаемых врагов.

Летом американские СМИ сообщили, что генпрокурор США Уильям Барр назначил федерального прокурора в штате Коннектикут Джона Дарема для оценки обоснованности расследования предполагаемого российского вмешательства в выборы США в 2016 году. По данным СМИ, Барр поручил Дарему изучить истоки расследования Роберта Мюллера, так называемое расследование о "российском вмешательстве", которое до спецпрокурора проводило ФБР. Дарем ведет расследование с доверенным помощником Норой Даннехи и парой отставных агентов ФБР.

Напомним, спецслужбы США инкриминируют России вмешательство в американский избирательный процесс осенью 2016 года, во время президентских выборов. Расследованием этих попыток влияния занимался почти два года спецпрокурор Роберт Мюллер. В частности, он расследовал предполагаемый сговор между властями РФ и нынешним президентом США республиканцем Дональдом Трампом. В его докладе по итогам расследования шла речь о том, что сотрудники ГРУ РФ в 2016 году могли похитить 70 гигабайт данных с сервера Демократической партии США, содержащих тысячи писем и документов. Эти документы впоследствии, по мнению спецпрокурора, были опубликованы Wikileaks в 2016 году.

По итогам расследования Мюллер подтвердил обвинения России во вмешательстве в выборы в США. При этом он не нашел свидетельств "сговора" между Дональдом Трампом и Россией.

Группа спецпрокурора предъявила более 200 обвинений 34 людям и трем компаниям. Было установлено, что у 16 людей, имевших отношение к президентской кампании Трампа, были разного рода контакты с россиянами. Шести из них были предъявлены обвинения в лжесвидетельстве. Впрочем, ни одно из предъявленных обвинений не было связано напрямую с ключевым вопросом - о возможной тайной связи кампании Трампа с Россией.

Экс-глава избирательного штаба Трампа Пол Манафорт получил 7,5 лет тюрьмы, бывший адвокат Трампа и вице-президент The Trump Organization Майкл Коэн - 3 года.

Обвинения также были предъявлены замглавы штаба Рику Гейтсу (финансовое мошенничество, дача ложных показаний), члену предвыборного штаба Джорджу Пападопулосу (дача ложных показаний ФБР и контакт с лицами, которые, как он сам полагал, действовали в интересах России), бывшему советнику Трампа Роджеру Стоуну (давление на свидетелей и дача ложных показаний), бывшему советнику по национальной безопасности Майклу Флинну (дача ложных показаний ФБР).

Обвинения предъявили и 12 россиянам - "сотрудникам ГРУ" (Главное разведывательное управление, нынешнее название - Главное управление Генерального штаба Вооруженных сил России), которые предположительно участвовали во взломе серверов Демократической партии и Хиллари Клинтон, и 13 сотрудникам так называемой "фабрики троллей" во главе с "путинским поваром" Евгением Пригожиным. По мнению спецпрокурора, они влияли на политические взгляды американцев через соцсети.

Мюллер также изучал вопрос о том, препятствовал ли президент Трамп правосудию в ходе расследования и не пришел к однозначному выводу. По итогам расследования генпрокурор Уильям Барр заявил, что воспрепятствования правосудию не было. И Мюллер, и Барр подтвердили давнюю позицию Минюста США, что по конституции действующему президенту в любом случае нельзя предъявить уголовные обвинения.

Москва со своей стороны отвергает все обвинения и выводы доклада о попытках повлиять на ход выборов в США.