Процесс радикализации сирийской оппозиции продолжается: новые военизированные формирования, воевавшие против правительственных войск Башара Асада, объявили о своей приверженности исламистскому экстремизму и связи с террористическими организациями
Reuters
 
 
 
Ряд группировок мятежников объявили о своем неприятии власти умеренной сирийской оппозиции, признаваемой Западом легитимной силой противодействия официальному Дамаску
Reuters

Процесс радикализации сирийской оппозиции продолжается: новые военизированные формирования, воевавшие против правительственных войск Башара Асада, объявили о своей приверженности исламистскому экстремизму и о связи с террористическими организациями. Они отныне официально отказываются признавать авторитет руководителей так называемой умеренной оппозиции и, соответственно, выполнять поступающие от них приказы. Таким образом становясь фактически третьей полноценной силой, непосредственно задействованной в конфликте и, очевидно, способной помешать развитию диалога между двумя другими.

Ряд группировок мятежников объявили о своем неприятии власти умеренной сирийской оппозиции, признаваемой Западом легитимной силой противодействия официальному Дамаску, сообщает Reuters со ссылкой на видеообращение одного из представителей боевиков, появившееся в интернете.

- Опрос NEWSru.com: Отношение к сирийскому конфликту

Согласно данному заявлению мятежников, по меньшей мере 13 групп боевиков официально вступили в ряды связанного, как считается, с "Аль-Каидой" движения "Джабхат ан-Нусра" ("Фронт ан-Нусра"), а также "Бригад Ахрар аш-Шам" ("Исламское движение свободных людей Шама") и "Бригады Лива аль-Таухид". Ранее поступали сообщения о том, что группы сирийских мятежников в последнее время также вступают в ряды организации "Исламское государство Ирак и Левант".

"Сирийская национальная коалиция (признаваемая западными странами легитимной умеренной оппозицией Сирии. - Прим. NEWSru.com) и ее правительство под руководством Ахмада Тумеха (в середине сентября стал временным премьер-министром оппозиции) не являются нашими представителями, и их власть не признается", - цитирует Reuters пожилого мужчину, зачитывающего заявление мятежников на видео.

Какова в данном случае общая численность группировок, официально отмежевавшихся от умеренной оппозиции, неизвестно. Не ясно также, как давно они фактически сражаются на стороне исламистов и входят ли в их число те две группировки из нескольких сотен боевиков, о присоединении которых к "Джабхат ан-Нусре" стало известно на минувшей неделе.

"Это признак продолжающегося роста влияния радикальных групп, - комментировал на прошлой неделе сообщение о присоединении двух группировок к радикалам один из представителей умеренной оппозиции. - Весь регион в конечном счете может оказаться в руках джихаддистов. Можно говорить, что это уже стало определенным трендом".

Стоит отметить, что радикализовавшиеся группировки, которые изначально относили к числу представителей сирийской оппозиции, ныне для самой этой оппозиции представляют опасность. Известны случаи о боях между силами повстанцев из числа "умеренной оппозиции" и радикалами. Всего в Сирии против правительственных войск сражаются, по имеющимся данным, до 100 тысяч человек, из них примерно 10 тысяч - моджахеды, непосредственно связанные с "Аль-Каидой", еще от 30 тысяч до 35 тысяч - другие радикальные исламисты.

Как ранее неоднократно заявляли представители сирийской власти, включая президента Асада, а также их ближайшие союзники в данном вопросе, Россия и Иран, худшее, что мировое сообщество может сделать в данном случае, - это начать военную операцию против Дамаска. Военные действия, в которых правительственные силы, очевидно, понесут значительные потери, будут на руку не только умеренной оппозиции. Она, очевидно, получит шанс добиться свержения действующей власти. Однако в долгосрочной перспективе не сумеет удержать власть, так как ослабление профессиональной армии Асада приведет к усилению влияния радикалов в стране и даже в целом регионе.

США "не верят" в грубую силу, но верят в 7-ю главу

Главный идеолог проведения международной военной операции, США, как известно, решили взять тайм-аут и дать шанс дипломатии. Вопрос о начале боевых действий отложен на неопределенный срок, Вашингтон активно сотрудничает с Москвой в рамках плана по химическому разоружению Сирии, предложенном российскими властями. Американский президент, оказавшийся в своей стране в крайне непростом положении из-за предложения начать очередную войну на Ближнем Востоке, теперь не упускает возможностей подчеркнуть, что США от этой идеи отказались, причем чуть ли не великодушно - пойдя на уступки России.

"Я не верю в то, что военные действия, как внутри Сирии, так и со стороны мирового сообщества, могут способствовать достижению мира", - заявил Барак Обама накануне, выступая на Генассамблее ООН.

Но при этом, как ни парадоксально может показаться, Вашингтон все равно не отказывается от своих планов по насильственному изменению сирийского режима, что в конечном итоге должно привести к свержению Асада. Только в настоящее время США, памятуя о том, что предыдущие резолюции, содержащие требование об изменении власти в Дамаске, блокировались Россией в Совбезе, пытаются протолкнуть свой план в несколько более завуалированной форме.

"Сирийское правительство сделало первый шаг (на пути выполнения плана по химическому разоружению. - Прим. NEWSru.com). Теперь нужна жесткая резолюция Совета Безопасности, которая бы гарантировала выполнение режимом Асада взятых на себя обязательств. И должны быть прописаны последствия, которые наступят в случае невыполнения", - заявил Обама на Генассамблее.

Иными словами, США и их ближайшие союзники в Совбезе пытаются добиться внесения в очередной проект резолюции по Сирии упоминания о VII главе Устава ООН, определяющей порядок применения международным сообществом силы в отношении государства, нарушившего пункты резолюции. Россия выступает категорически против любого подобного допущения в тексте и, очевидно, готова использовать свое право вето, как и единомышленник в данном вопросе, Китай, при поступлении подобного проекта резолюции на голосование.