Власти Украины вместо участников сепаратистского движения поменяли на своих плененных на Донбассе военных "пеструю группу" случайных людей, утверждает корреспондент The New York Times Эндрю Э. Крамер, ставший свидетелем обмена по схеме "28 на 28", который состоялся 21 сентября.
По словам Крамера, только на первый взгляд обмен казался справедливой сделкой. В действительности же только пророссийские сепаратисты, "при помощи российской армии" в августе побеждавшие и взявшие в плен много народу, освободили мужчин, которые производили впечатление настоящих военных. С украинской стороны к освобождению была представлена группа мужчин, женщин и подростков, "одетых в спортивные костюмы или грязные джинсы".
По словам самих "пленных", их привезли из разных тюрем страны, в том числе из Киева. Многие из обмененных заявили, что никогда не воевали за сепаратистов и вообще не понимают, как оказались в этой группе, приводит InoPressa слова Крамера. Один из этих людей, 17-летний Никита Подиков, заявил в интервью газете, что он мирный житель и его включили в список просто для количества. По словам подростка, его арестовали военные в одном городе вблизи линии фронта, обвинили в принадлежности к банде "пророссийских наемных убийц", но доказать ничего не смогли.
Подиков утверждает, что никогда не воевал и никого не убивал. Другие представители группы "пленных" сообщили, что были задержаны по обвинению в пророссийских политических действиях типа участия в акциях протеста или распространения листовок.
По слухам, у украинских властей просто недостаточно пленных, чтобы производить обмен по принципу "один на одного", о котором договорилась контактная группа в Минске, указал журналист вероятную причину подмены пленных случайными людьми. По данным Крамера, лишь семеро из 27 мужчин и одной женщины, обмененных на военнослужащих украинской армии, сражались на стороне сепаратистов.
Комментируя заявления старшего переговорщика Владимира Рубана, что пленных подразделяют на несколько категорий исходя из их ценности, автор статьи резюмирует, что, видимо, стандартный вариант - обмен украинского рядового на пророссийского агитатора.
Напомним, участники минских переговоров по украинскому кризису - киевские власти и сепаратисты при посредничестве России и ОБСЕ - 5 сентября согласовали перемирие и вопросы о статусе Донбасса, а также договорились об обмене пленными по формуле "один на одного". 19 сентября контактная группа подписала итоговый меморандум по реализации этого протокола, состоящий из девяти пунктов. Помимо прекращения применения оружия обеими сторонами и отвода крупнокалиберного оружия, стороны договорились о продолжении процесса обмена военнопленными.
С 5 сентября прошли уже несколько процедур обмена военнослужащими. Последний обмен состоялся 21 сентября - по формуле "28 на 28", именно о нем пишет NYT. 20 сентября стороны обменяли еще по 38 пленных. Самый крупный обмен состоялся 14 сентября по схеме "73 на 73". Во всех случаях при процедуре присутствовали международные наблюдатели ОБСЕ. В ближайших планах сторон обменять еще 120 человек - "60 на 60".