В свете последних событий со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Су-24 президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о своем намерении внести изменения в конституцию страны с целью расширения полномочий главы государства
Reuters

В свете последних событий со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Су-24 президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о своем намерении внести изменения в конституцию страны с целью расширения полномочий главы государства. "Посмотрите на мир. Почти во всех развитых странах или президентская система, или полупрезидентская система", - приводит его слова агентство Reuters.

Как отмечают журналисты, намерение Эрдогана поддерживает правительство Турции. 25 ноября глава кабинета министров Ахмет Давутоглу сообщил парламенту, что правительство хочет предложить изменения в конституцию, которые смогут обеспечить "эффективное и динамичное" управление страной.

Эрдоган затронул тему изменения главного закона страны на заседании глав сельских администраций в Анкаре. Президент призвал своих подчиненных подготовить проект новой конституции, чтобы представить его на всенародное обсуждение. По его словам, важно, чтобы граждане Турции одобрили грядущие изменения.

В Турции законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Великому национальному собранию, состоящему из 550 депутатов, избираемых на четыре года. Президент Турции избирается Великим национальным собранием сроком на пять лет и осуществляет представительские функции.

За время существования Турецкой Республики в ее конституцию неоднократно вносились изменения и дополнения, но неизменными оставались основные принципы. Статья II Конституции гласит: "Турецкая республика является демократическим, светским и социальным государством, управляемым соответственно закону, имея в виду следование идее общественного мира, национальной солидарности и справедливости; уважение прав человека; лояльность национализму Ататюрка...".

Конституция признает за гражданами широкие права, в том числе право свободного вероисповедания. В документе особо оговаривается, что религиозное образование находится под контролем государства, а религия не может быть использована в политических целях.

Статья 136 Конституции посвящена Управлению по делам религий (УДР), представляющему собой основу так называемого "государственного ислама" - совокупности административных и религиозных учреждений, находящихся под контролем государства и используемых в целях подчинения религии политическим задачам руководства страны. В этой статье предусматривается соблюдение принципа секуляризма, невмешательства в политику, следование интересам национальной солидарности и целостности.

УДР контролирует деятельность мечетей, имамы которых имеют статус госслужащих, а также всю систему религиозного образования. К государственному исламу можно отнести и деятельность Генерального штаба, который занимается проблемами отношений государства и радикального ислама. В его структуре создана рабочая группа, собирающая данные о религиозных объединениях, которые могут представлять угрозу светскому режиму.

Как известно, Россия и Турция разошлись в оценке инцидента с Су-24, накануне сбитым турецкими ВВС. По данным Анкары, истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24 после того, как он якобы нарушил воздушное пространство страны в районе границы с Сирией и не откликнулся на предупреждения. В Минобороны РФ, напротив, утверждают, что самолет летел строго в воздушном пространстве Сирии.

Президент РФ Владимир Путин накануне сообщил, что российские самолеты проводили операцию по борьбе с ИГ в Северной Латакии, в горной части, где сосредоточены боевики. Эрдоган, комментируя в среду произошедшее, заявил, что Анкара не хочет эскалации конфликта, однако отметил, что атака на самолет была защитой безопасности страны и "прав наших братьев". Турецкий лидер фактически опроверг заявление Путина о том, что российский самолет выполнял антитеррористическую миссию против ИГ. Он заявил, что в упомянутом районе нет боевиков - там проживают сирийские туркмены, обязательства по защите которых взяла на себя Анкара.

В свою очередь премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Турция не заинтересована в ухудшении отношений с Россией, но не позволит безнаказанно нападать на сирийских туркменов под предлогом борьбы с терроризмом.