В политических кругах Вашингтона ожидают, что специальный прокурор, расследующий дело об утечке информации из ЦРУ, уже до конца недели направит свои выводы федеральному большому жюри, которое определит, есть ли основание для возбуждения судебного дела.
Газета Washington Post предсказывает, что "прокурор Патрик Фицджеральд, возможно, будет добиваться обвинения одного или более сотрудников Белого дома в противозаконном раскрытии факта работы Валери Плейм в ЦРУ". По американским законам, это деяние может повлечь длительное тюремное заключение, сообщает "Интерфакс".
"Расследование Фицджеральда, - пишет газета, - было сосредоточено на том, не разгласили ли высокопоставленные деятели администрации преднамеренно факт работы Плейм в ЦРУ в попытке дискредитировать ее мужа - бывшего посла Джозефа Уилсона, критиковавшего администрацию Буша".
ЦРУ отправило Уилсона в Нигер за год до этого, чтобы искать доказательства того, что Ирак пытался купить там уран для своей программы вооружения. Он не обнаружил таких доказательств, однако в заявлении, сделанном президентом Бушем в 2003 году, связь Ирака с Нигером упоминалась. Уилсон 6 июля 2003 года на страницах Washington Post и New York Times обвинил администрацию в использовании сфальсифицированных разведывательных данных для оправдания войны в Ираке, пишет газета Independent (перевод на сайте Inopressa.ru).
Washington Post подчеркивает центральную роль в этой истории вице-президента США Ричарда Чейни.
Он получил подтверждение сотрудничества Плейм с ЦРУ от тогдашнего директора шпионского ведомства Джорджа Тенета и организовал через руководителя своего аппарата Льюиса Либби утечку этой информации в прессу.
По сообщениям, Либби дал прокурору Патрику Фитцжеральду письменные показания, из которых следует, что впервые он услышал о Валери Плейм от своего босса. Содержание этих свидетельских показаний и роль, которую сыграл в этом деле Чейни, впервые были обнародованы во вторник в газете New York Times, где приводились анонимные высказывания юристов, связанных с расследованием. Это противоречит показаниям, данным Либби большому жюри, в которых он заявлял, что узнал о Валери Плейм от журналистов. По данным газеты, свидетельства Либби являются записью беседы с вице-президентом, имевшей место 12 июня 2003 года, за несколько недель до того, как имя агента Плейм впервые появилось в колонке известного журналиста Роберта Новака.
Как полагают американские СМИ, можно не сомневаться в том, что большое жюри согласится на предъявление обвинений Либби и главному стратегу Джорджа Буша - Карлу Роуву, которому Либби по цепочке от Чейни передал информацию об агенте ЦРУ Плейм, а советник "слил" ее доверенным журналистам.
Каждому понятно, что, если Фитцжеральд выдвинет обвинение против кого-либо в Белом доме, этим людям придется немедленно подать в отставку. Никто не знает, какое решение примет Фитцжеральд, но все ждут окончания томительного ожидания к пятнице.
Если действительно Чейни был первым, кто упомянул имя Плейм в присутствии Либби, это еще не составляет предмета преступления с его стороны. Чейни на тот момент мог не знать, что статус Плейм в ЦРУ – секретный агент. Вице-президент волен обсуждать любые государственные секреты с главой собственного аппарата.