Бывший мэр Славянска Владимир Павленко, назначенный на эту должность приказом Игоря Стрелкова после отстранения от власти "народного мэра" Вячеслава Пономарева и сбежавший после занятия города украинскими силовиками, оказался в Белоруссии
© РИА Новости / Андрей Стенин
 
 
 
Блокпосты, вспоминает Павленко, поначалу строили из покрышек и мусорных баков. К вооруженным силам ДНР присоединялись добровольцы из различных городов Донецкой области и других украинских регионов
Global Look Press
 
 
 
Первые БМП, которые появились в Славянске - это та техника, которая была забрана у украинской армии
Global Look Press

Бывший мэр Славянска Владимир Павленко, назначенный на эту должность приказом Игоря Стрелкова после отстранения от власти "народного мэра" Вячеслава Пономарева и сбежавший после занятия города украинскими силовиками, оказался в Белоруссии. Он дал эксклюзивное интервью сайту "Белсат", рассказав о том, как оказался во главе городской администрации, как шло формирование вооруженных сил ДНР и почему он считает себя, как и население Славянска, заложником ситуации.

До назначения мэром Славянска Павленко занимал должность начальника управления соцзащиты населения. После его назначения в июне прошлого года возглавляющая тогда город Нелли Штепа говорила, что "на коленях выпрашивала" этого человека, посчитав, что для руководства подразделением требуется военный человек, сообщал сайт SlavInfo.

Как сообщалось, Павленко в 1983 году окончил Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ им. Ворошилова и до 1998 года служил в органах госбезопасности. По некоторым данным, в последние годы он работал в АО "Глины Донбасса", курируя кадровые вопросы и связи с общественностью.

В интервью белорусским журналистам он рассказал, что узнал о своем назначении мэром от одного из заместителей Стрелкова. Выбор пал на Павленко, поскольку никого из городских руководителей к тому моменту на месте не было.

Экс-мэр говорит, что, поскольку в это время в Славянске уже велись боевые действия и страдали системы жизнеобеспечения, он собрал координационный совет из представителей водоканала, горгаза, МЧС и руководителей органов здравоохранения и приступил к работе, минуя согласования в горисполкоме.

Владимир Пономарев рассказал о том, как 12 апреля в городе оказались захвачены здания милиции, СБУ и горисполкома. По его словам, на митинге было объявлено о том, что в городе установлена новая власть, а мэром стал Пономарев.

"Профессиональные военные, наверное, естественно, присутствовали. Сколько, какое количество - я не знаю, и вероятнее всего, никто вам не скажет эти цифры, никто их никогда не считал", - сказал он в видеоинтервью белорусскому изданию.

Блокпосты поначалу строили из мусорных баков, а вооружение состояло из карабинов и охотничьих ружей

Блокпосты, вспоминает Павленко, поначалу строили из покрышек и мусорных баков. К вооруженным силам ДНР присоединялись добровольцы из различных городов Донецкой области и других украинских регионов. Вооружены они были тем, что отобрали у милиции, было много охотничьих ружей, карабинов и револьверов, давно снятых с вооружения. По мнению экс-мэра Славянска, в дальнейшем арсеналы пополнялись за счет "огромного количества" военных складов, которые находились в Донецкой области.

Бывший мэр говорит о том, что первые БМП, которые появились в Славянске - это та техника, которая была забрана у украинской армии. "В первый момент украинская армия была дезориентирована. С кем воевать? Вот подходит, допустим, в Славянск подразделение украинской армии. Им навстречу выходит местное население - женщины, дети. И говорят - ребята, идите отсюда, мы вас не звали, мы сами разберемся со всем", - говорит Павленко.

"Насчет техники, которая прибывала. Я вижу, что просто создавался паритет. В начале ведь украинская армия, которая блокировала Славянск, тоже располагала небольшим количеством техники, и эта техника была не совсем совершенная. Той техники, что была "отжата" у украинской армии ополченцами, было достаточно, чтобы вести оборонительные бои", - вспоминает экс-мэр. Потом, по его словам, тактика изменилась и начали подвозить тяжелую артиллерию для обстрела блок-постов и жилых кварталов. Такая же техника начала появляться и у сепаратистов, отмечает Павленко. Машины с оружием, по его словам, прибывали со стороны Луганска.

Как говорит бывший мэр донецкого города, "этими артиллерийскими установками владели лица, которые обучены. Но кто они - мы можем только предполагать и строить догадки".

"Все говорят о том, что это были представители российской стороны. Но удостоверений никто не видел, все это только на уровне разговоров", - настаивает Павленко. Много техники, по его словам, доставляли диверсионные группы, которые действовали против подразделений украинской армии. Кроме того, город находился в блокаде и возможностей для прямых поставок вооружения в Славянск не было.

Славянская милиция и МЧС продолжали получать зарплату из Киева

При этом, вспоминает экс-мэр, славянские милиционеры и сотрудники МЧС продолжали получать зарплату из Киева. Финансирование этих структур, говорит Павленко, шло через областной центр. Поэтому сотрудники милиции и МЧС собирали банковские карточки у сослуживцев, ехали в соседний город, где работали банки, и получали деньги. Это происходило и в тот период, когда зарплаты в Славянске не получал никто.

Милиционеры, продолжая получать зарплату из Киева, продолжали и исполнять свои служебные обязанности - например, охраняли от разграбления разбомбленные больницы и другие здания и ежедневно выходили на патрулирование. Кроме того, все государственные структуры продолжали работать и получать указания из Киева и Донецка. "Не было ни одного письма, ни одного приказа о том, чтобы прекратить деятельность", - говорит он.

Финансирование в Славянске и Краматорске прекратилось только 20 мая, а в Дружковке, Константиновке, Донецке, где точно так же находились силы ДНР, финансирование из Киева продолжало идти.

Владимир Павленко отказался комментировать обвинения в финансовых нарушениях, которые были выдвинуты в адрес его предшественника, Вячеслава Пономарева, но признал, что в Славянске шел "отжим" бизнеса и имущества у коммерсантов.

Поначалу все машут шашкой, кто и что реально делал - станет ясно позднее

Подразделения армии ДНР, по словам Павленко, покинули Славянск под утро, никого не предупредив и никому ничего не сказав. Украинские военные вошли в город спустя несколько часов. Тогда он оставил свой пост и покинул город.

"Дело даже не в том, что кто-то должен понести ответственность. Просто всегда, когда ведутся какие-то конфликты, особенно гражданская война, и заходит та или иная сторона, поначалу никто реально не оценивает, кто что делал. Сначала выхватывается шашка, которой машут направо и налево, и только спустя какое-то время, когда все успокаивается, все становится более понятным. А для того, чтобы трезво оценить действия людей, надо более трезво оценить события, которые происходили", - говорит Владимир Павленко, полагая, что произойдет это нескоро.

В интервью экс-мэр утверждает, что он сам и все население Славянска стало заложниками ситуации, которая происходила в регионе. Сайт "Хартия 97" утверждает, что теперь бывший руководитель донецкого города ищет работу в Белоруссии.

"Сейчас в Славянске проводят люстрацию. Нескольких лиц, подозреваемых в сотрудничестве с террористами, арестовали и допрашивают. Павленко понимает, что украинские власти потребуют его экстрадиции. В Минске он находится с 22 августа. Надеется, что "нейтральная" Беларусь его не выдаст. Теперь он зарегистрировался как обычный гражданин Украины и хочет найти работу", - уточняет издание.

Бывшего главу Славянска Нелли Штепу, которая в течение длительного времени находилась в заложниках у сепаратистов, в начале июля арестовали по подозрению в сепаратизме. Речь, по всей видимости, шла о том, что она поддержала захват здания славянской горадминистрации в апреле, когда протестующие водрузили на здание российский флаг и потребовали проведения референдума. Позднее ее позиция изменилась, а депутаты горсовета проголосовали за ее отставку. Сведения о судье Вячеслава Пономарева противоречивы. По одним данным, он был расстрелян за махинации с гуманитарной помощью, по другим - находится в Донецке.