Для обнаружения иракских мин, в том числе придонных, флот США используют специально обученных дельфинов
Euronews
 
 
 
В иракский порт Умм-Каср прибыл военный транспорт с дельфинами на борту
Euronews
 
 
 
Дельфинов обучили не касаться обнаруженных мин, а выставлять возле них специальные маркеры
Euronews

Для обнаружения иракских мин, в том числе придонных, флот США используют специально обученных дельфинов.

В иракский порт Умм-Каср прибыл военный транспорт с дельфинами на борту.

Офицер флота США Майк Тиллотсон сообщил журналистам, что при транспортировке с морскими животными обращаются крайне деликатно, их везут в специальных резервуарах, наполненных водой. Во время "работ" дельфинов будут кормить "как в ресторане", и для них подготовлены водоемы-отстойники, сказал офицер.

Дельфинов обучили не касаться обнаруженных мин, а выставлять возле них специальные маркеры.

До сих пор водолазы американо-британских ВМС не добились серьезных успехов в поисках мин в мутной воде у иракского полуострова Фао. Несколько установленных мин удалось обнаружить, однако придонных мин вообще не нашли. Без разминирования к городу Умм-Каср невозможно провести суда с гуманитарной помощью.

Как используются тюлени и дельфины

Как рассказал NEWSru.com технический директор ОАО "Мурманский океанариум" Георгий Криворучко, тюлени могут буксировать под водой или на поверхности предметы до 70% от своей массы. А весят они от 300 до 400 кг. Кроме того, тюлени могут свободно нырять на глубину 300 метров, а при направленной тренировке и больше.

Американцы умело используют эти качества ластоногих.

Несколько лет назад они провели большую тренировку на севере Европы. Американцы специально искали немецкие мины времен Второй мировой войны вдоль берегов Норвегии, заставляя тюленей поднимать и уничтожать их. Количество мин, найденных американскими тюленями, превзошло 1 тысячу.

Тюлень обычно идет на поводке за лодкой, или внутри лодки, часто резиновой. По команде в нужном районе тюлень идет на поиск. После того, как он находит мину, он маркирует ее буем. Дальше в дело вступают люди. Подозвать тюленя или дельфина из воды не составляет никаких проблем, даже если он заплыл достаточно далеко. Тренер просто опускает в воду специальный датчик, который излучает высокочастотные сигналы, не воспринимаемые человеческим слухом.

Тюлень под водой слышит эти сигналы на большом расстоянии. Определенная последовательность сигналов может означать определенную команду.

У американцев разработана особая методика и оборудование для доставки животных вертолетом для выполнения экстренных задач - например, найти и спасти человека или черный ящик с потерпевшего аварию самолета. Животных из специального контейнера просто сбрасывают с небольшой высоты на воду, а затем сбрасывают тренера. После окончания операции вертолет забирает их обоих.

Ластоногих также используют для охраны кораблей от возможных нападений аквалангистов-диверсантов. Морские львы (это тоже вид тюленей) обучены находить диверсанта, настигать его и одевать ему на ногу неснимаемый браслет. После этого они должны быстро привести в действие специальный поплавок, а сами немедленно отплыть на безопасное расстояние. Патруль на поверхности заметит поплавок и задержит нарушителя.

Целое особое подразделение морских львов состоит на службе в 5-м флоте ВМС США. Они тренируются в Центре космических и военно-морских систем, созданном ВМС в Калифорнии.

Морские львы могут действовать на мелководье, видеть почти в полной темноте, их слух позволяет улавливать сигналы, идущие с любой стороны. Они хорошо адаптируются к высоким температурам Персидского залива и мелким бухтам.

Помимо этого они могут преследовать человека даже на суше. "Они способны делать в воде то же, что и человек", - говорят специалисты.

Но у львов в сравнении с людьми есть свои преимущества - они могут плавать со скоростью 25 миль в час (46 км/ч) и неоднократно нырять на глубину около 300 метров.

Глава Пентагона Дональд Рамсфельд еще в декабре прошлого года пообещал, что подразделение, численностью до 60-ти дельфинов во время войны будет направлено непосредственно в зону боевых действий. Их задача - не только охранять корабли, но и вести наступательные операции.

Подобные разработки есть и в России. Мурманские тюлени могли принести пользу в операции по подъему АПЛ "Курск"

По словам Георгия Криворучко, во время проведения работ по подъему АПЛ "Курск" российские ученые предлагали в дальнейшем использовать в ходе подобных операций специально обученных тюленей и создать "тюленью службу спасения на водах".

Тогда глубина примерно в 100 метров создала массу проблем для спасателей. Даже просто передать водолазу инструмент во время погружения было целой проблемой. Тюленю же взять с борта инструмент и принести водолазу не составляет труда.

Кроме того, водолазы не смогли пройти в узкие щели, чтобы достать погибших людей. Тюлени, в отличие от дельфинов, по своей природе не боятся узких пространств и могли бы свободно такую операцию выполнить. Под водой они могут находиться по 30-40 минут.

Во время самой операции по подъему АПЛ "Курск" использовать тюленей было невозможно. На разработку оборудования и воспитание конкретных животных для этих целей ушло бы много времени, а в той ситуации ждать было нельзя.

Тюленей, дельфинов и касаток обучали в секретных лабораториях СССР и США

Во всем СССР было два океанариума - в Севастополе и Клайпеде - и две научные базы, которые работали с животными для нужд обороны. Одна из этих баз находилась на Дальнем Востоке, другая - в Мурманской области. Она была создана на базе Мурманского морского биологического института (ММБИ), рассказал технический директор Мурманского океанариума.

США также ранее использовали морских львов и дельфинов в военных операциях. Это было во время войны во Вьетнаме, и во время войны между Ираном и Ираком в 1987-88 годах, когда американские корабли охраняли дельфины. И во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году ВМС использовали дельфинов и морских львов в качестве подводных часовых и саперов.

Подобные разработки были и у наших ученых. Массовая подготовка ластоногих и дельфинов началась в США и СССР в 60-х годах. Привлекали лучших ученых, включая филологов МГУ. Дельфинов обучали брать в плен вражеских водолазов, различать типы подводных лодок по работе винтов, а также взрывать корабли.

В дальнейшем морские львы, дельфины, тюлени и даже касатка из советских лабораторий были перепрофилированы в разведчиков и преследователей аквалангистов. В семидесятых и восьмидесятых дельфины несли в СССР боевое дежурство у входа в гавань Севастополя.

После распада Советского Союза на территории России не осталось ни одного океанариума. Вскоре в связи с прекращением финансирования прекратились работы в научном центре на Дальнем Востоке. С распадом советской армии прекратилось и финансирование последней научной базы в ММБИ.

Обученных и подготовленных животных отпускать на волю было нельзя, за годы нахождения в научных центрах они отвыкли сами добывать себе корм. Поэтому на базе ММБИ было создано акционерное коммерческое общество. Причем все акционеры знали, что прибыль оно приносить не будет - во всем мире океанариумы убыточны.

Таким образом в 1993 году был образован "Мурманский океанариум". Сейчас это единственный океанариум в Европе, который работает с "настоящими" (серыми) и гренландскими тюленями.

Французские и норвежские специалисты высоко оценивают профессиональные качества тренерского состава Мурманского океанариума и регулярно приглашают к себе для обучения их персонала.

Кроме циркового шоу океанариум занимается разными направлениями работы с этими животными - это научная работа (фундаментальные исследования), медицинская (оздоровление детей с неустойчивой психикой), экологическая (научный мониторинг, можно было бы вести намного быстрее и экономичней поиск течей в подводных газовых и нефтяных трубопроводах), оборонные исследования.

В прошлом году, интересуясь возможностями использования тюленей в оборонных целях, океанариум посетили журналисты центральных телеканалов США и Великобритании.

К сожалению, отношение властей в России и других странах к возможности использования ластоногих в научных и оборонных целях слишком сильно разнится.

В США существует большое количество океанариумов или дельфинариумов. Их содержание обходится дорого, как и в России, тем не менее, значительная часть расходов лежит на американских налогоплательщиках. А те животные, которые "находятся на военной службе", состоят на довольствии в специальных морских подразделениях.

Во французском городе Бресте знаменитый "Океанополис" на 50% финансируется государством, на 20% - местным бюджетом и только 30% средств зарабатывает сам. Причем у них запрещено законом заставлять животных выступать перед публикой и вообще что-либо делать. Тюлени и дельфины в "Океанополисе" просто плавают, а люди на них смотрят и получают удовольствие.

Океанариумы в Норвегии, Израиле и Финляндии также находятся на бюджетном финансировании. Даже на Украине треть расходов подобных научных центров финансируют военные, треть - Академия наук, и треть они зарабатывают сами. В России ни федеральный, ни местный бюджет, как правило, не обращают внимания на проблемы уникальных научных центров. Хотя даже в такой ситуации российские специалисты пытаются найти возможности и проводить тренировки хотя бы в закрытых озерах, а не в море.

Достижения американских специалистов в этой области не являются американским "ноу-хау", такие же исследования проводятся и в России, однако недостаток финансирования и интереса к ним со стороны государства не позволяют их использовать в полной мере, утверждает Георгий Криворучко.