Марина Литвиненко, вдова экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко, который, как утверждают британские власти, был отравлен радиоактивным полонием-210 в ноябре 2006 года, опубликовала в британской газете The Times обращение к властям Великобритании провести полное и гласное расследование обстоятельств гибели ее мужа (полный текст - на сайте InoPressa.ru).
Она отметила, что обращается с просьбой обнародовать результаты расследования вопреки желаниям Скотланд-Ярда и министра иностранных дел Дэвида Милибэнда, заявивших ей, что огласка доказательств создаст предвзятое отношение к рассмотрению в суде уголовного дела главного подозреваемого, Андрея Лугового, экстрадиции которого из России пытается добиться Великобритания. По ее словам, добиться экстрадиции Лугового не удастся никогда, поэтому этот аргумент не следует принимать во внимание.
Марина Литвиненко обвинила российские власти в развертывании пропагандистской компании с целью уничтожить репутацию Литвиненко и посеять сомнения в обвинениях, с которыми он выступал в адрес Кремля: речь идет об утверждениях, что Кремль стоял за убийством журналистки Анны Политковской и серией взрывов домов в 1999 году, в которых обвинили чеченских сепаратистов.
Она назвала "махинацией, достойной КГБ" публикацию в "третьесортной нью-йоркской газете" "маргинального американского журналиста" версии, что Литвиненко сам отравился полонием-210, занимаясь контрабандой радиоактивных материалов для террористов (речь идет о статье Эдварда Эпштейна в The New York Sun, написанной им по материалам поездки в Москву и общения с российской прокуратурой). "Полное расследование положит конец подобным кампаниям очернения", - пишет вдова бывшего агента ФСБ.
"Президент Путин по общенациональному телевидению объявил Лугового жертвой, как он выразился, британского колониализма. Тем временем в Лондоне доказательства против Лугового остаются засекреченными, а я не могу допустить, чтобы они оставались таковыми навеки. Мне необходимо полное расследование, чтобы показать, кто на самом деле эти два человека – убийца и его покровитель", - пишет Марина Литвиненко.
Вдова Литвиненко также отмечает, что, несмотря на все доказательства против Лугового, он не имел ни мотива для преступления, ни доступа к полонию-210. "Кто-то его послал, кто-то снабдил его ядом, который, должно быть, был произведен, отмерен, проверен и упакован кем-то другим", - отмечает она. "Эксперты говорят, что в результате "судебного ядерного анализа" должны были установить происхождение и дату производства партии, к которой принадлежало вещество, убившее моего мужа. Я хочу, чтобы в коронерском суде было зачитано заключение, касающееся полония. Тогда, возможно, российская сторона будет вынуждена объяснить, как вещество, произведенное на самом строго охраняемом из ее предприятий, попало в чемодан Лугового в номере лондонского отеля", - пишет вдова бывшего агента ФСБ.
Напомним, представители Скотланд-Ярда заявляют, что британские детективы собрали достаточно улик, чтобы обвинить Лугового в том, что именно он отравил экс-шпиона радиоактивным полонием-210. Луговой, однако, отрицает свою причастность к преступлению. Кроме того, Луговой, избранный в декабре депутатом Госдумы, получил уголовную неприкосновенность и в России. А экстрадировать его не могут в соответствии с 61-й статьей Конституции РФ.