Этологи (ученые, изучающие поведение животных) провели множество исследований, показывающих, что животные могут считать, понимать причинно-следственные связи, мыслить абстрактно, решать задачи и даже обманывать.
Ученые получают увлекательные данные о том, что животные не только способны учиться и запоминать, но еще и обладают сознанием. Иными словами, может оказаться, что они способны думать о своих мыслях и осознавать, что они что-то знают, сообщает The Wall Street Journal.
В последние несколько лет ведущие журналы опубликовали сообщения о способности дельфинов и диких шимпанзе к самоанализу. Другие работы утверждают, что у крыс есть чувство юмора, мыши сострадают своим товарищам, а голубые кустарниковые сойки способны на "мысленные путешествия во времени", что позволяет им запоминать, куда они припрятали червяков или зерна.
Новые знания могут заставить 69 млн американских семей, у которых есть домашние животные, задуматься о том, что их компаньоны осознают, чем их кормят, где они живут и как часто им меняют содержимое кошачьего туалета. Все это крайне благотворно скажется на индустрии товаров и услуг для домашних животных, которая сейчас, по данным Американской ассоциации производителей товаров для животных, приносит ежегодный доход в 38 млрд долларов и предлагает все, начиная от еды для животных и средств ухода за ними и заканчивая тренажерами и гостиницами.
Фармацевтические компании уже взялись за психику животных. Около 15 млн собак принимали анальгетик для животных "Ремадил" компании Pfizer Inc. "Аниприл", производимый этой же компанией, лечит "синдром когнитивной дисфункции" у собак. (Симптомы этого заболевания у собаки включают неспособность узнавать людей или отзываться на кличку, а также потерю ориентации в доме.) Эксперты ожидают, что будут постоянно появляться все новые лекарства, которые лечат скорее психику животных, чем их тело.
Результаты исследований влияют на обращение с животными во всех сферах, от научных лабораторий до ферм и предприятий по производству пищевых продуктов. Многие зоопарки, ранее разрушившие бетонные загоны и оборудовавшие вместо них жилища, близкие к природным, теперь предлагают животным "развивающую среду", позволяющую им упражнять свои умственные способности, и селят их группами, чтобы животные могли выражать свои эмоции.
Благотворительный проект "Человекообразные приматы" в Сиэтле борется от имени приматов за "жизнь, свободу и защиту от пыток".
В этом году член испанского парламента внес на рассмотрение резолюцию, защищающую человекообразных приматов от "жестокого обращения, рабства, пыток, смерти и вымирания".
Федеральное законодательство о защите животных уже давно требует от ученых, использующих в своей работе приматов, принимать во внимание их "психологический комфорт", однако, по словам исследователей, все больше учреждений, использующих лабораторных собак, кроликов и других маленьких животных, добровольно соблюдают такие правила. "Несомненно, открытия в этой области (самосознания животных) не остались без последствий", - говорит президент и председатель совета директоров американского Humane Society Уэйн Пейселл.
"Раз у обезьян есть признаки сознания, может, они есть и у менее "мозговитых" животных? Означает ли это, что людям не следует на них охотиться, держать их в заключении или есть?", - задается вопросом WSJ. Противники опытов на животных говорят, что даже животные вроде мышей и крыс, стоящие на лестнице эволюции довольно низко, способны страдать, пусть и не осознавая этого.
Не так давно ученые с презрением отвергали идею о том, что у животных может быть сознание. Сейчас они отмечают рост числа исследований, цель которых - выяснить, что происходит в голове у животного.
Каждый, кто видит, как собака бежит к двери с поводком в зубах, считает, что у животных есть желания. Однако это может быть результатом простой обучаемости - собака выучила, что поводок означает прогулку. Некоторые ученые усматривают также признаки разума в том, как бобры проделывают отверстия в своих плотинах, шалашники строят гнезда, муравьи устраивают грибные фермы, а ржанки прикидываются ранеными, чтобы отвлечь хищников от своих птенцов. Но другие исследователи считают, что такое поведение - результат генетической программы, а не плод сознательных намерений.
Что касается эмоций, то общепринятое мнение долгое время сводилось к тому, что, хотя животные могут выглядеть грустными, любопытными или сердитыми, это не настоящие эмоции, потому что эти живые существа не осознают, какие чувства они испытывают.
Но проблема в том, что разнообразные животные везде, от африканской саванны до вашей гостиной, продолжают вести себя так, как если бы у них действительно были эмоции, поразительно похожие на человеческие.
Месяц назад панда по имени Я-я в китайском зоопарке случайно насмерть задавила своего новорожденного детеныша. Она была безутешна, кричала и отчаянно искала маленькое тельце. Когда смотритель позвал ее, она только взглянула на него полными слез глазами и снова опустила голову. Согласно общепринятой точке зрения, все это были инстинктивные, рефлекторные реакции, и на самом деле Я-я не осознавала, что ей грустно. Однако по мере того, как накапливаются данные о сознании у животных, отстаивать эту точку зрения становится все труднее. (полный текст на сайте Inopressa.ru).