Россия использовала задержку при подготовке доклада генсека ООН о миссии Объединенных Наций в регионе Грузии и Абхазии для шантажа международного сообщества. С таким утверждением выступил постпред Грузии при ООН Александр (Каха) Ломая
www.unmultimedia.org

Россия использовала задержку при подготовке доклада генерального секретаря ООН о миссии Объединенных Наций в регионе Грузии и Абхазии для шантажа международного сообщества. С таким утверждением выступил на пресс-конференции постоянный представитель Грузии при ООН Александр (Каха) Ломая.

Он напомнил, что "необъяснимая задержка" в ходе подготовки доклада стала причиной приостановки переговорного процесса в Женеве. Постпред Грузии выразил сожаление в связи с тем, что "международное сообщество поддалось на шантаж" со стороны России.

Ломая отметил также, что глава российского МИД Сергей Лавров якобы "оказывал давление" на Секретариат ООН, передает ИТАР-ТАСС. Однако при этом грузинский дипломат отказался ответить на вопрос, на каком основании он сделал подобные выводы. Российский министр "недавно посетил это здание (комплекса ООН в Нью-Йорке), и есть основания полагать, что это было сделано для оказания давления на Секретариат" при подготовке доклада, заявил постпред.

С 8 по 11 мая глава российской дипломатии находился в Нью-Йорке, где он принимал участие в открытом заседании Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку.

По словам Ломая, у него "есть достоверные сведения", согласно которым российская сторона "угрожала применить право вето" при голосовании в СБ ООН по резолюции о мандате миссии ООН в регионе Грузии и Абхазии в том случае, если в названии доклада генсека ООН будет упоминаться Грузия.

Вместе с тем постпред Грузии уклонился от прямого ответа на вопрос, обвиняет ли он генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и его спецпредставителя Йохана Вербеке в том, что они лично действовали под давлением России, сообщает РИА "Новости".

Ломая подверг резкой критике доклад генсека, заявив, что "и название, и содержание того (документа), что был представлен изначально, резко отличались от финальной версии".

Доклад Пан Ги Муна по ситуации в регионе должен был выйти 15 мая, однако по непонятным причинам он вышел лишь 18 мая. Он носит название "Доклад генерального секретаря, представленный в соответствии с резолюциями 1808 (2008), 1839 (2008) и 1866 (2009) Совета Безопасности".

В нем впервые отсутствуют слова "о ситуации в Абхазии, Грузия".

Ломая выразил недовольство и предложениями генсека относительно сферы ответственности персонала ООН, дав понять, что Грузия выступает за более широкие полномочия и более жесткий мандат миссии.

"Чтобы миссия ООН была наиболее эффективной, она должна иметь сильный полицейский и правоохранительный компоненты и должна быть способной устанавливать закон и порядок на оккупированных территориях Грузии. Мы хотим, что мандат МООННГ ("Миссия ООН по наблюдению в Грузии" - так она именовалась до октября 2008 года) был определен так, чтобы он отвечал тем принципам, на которых ООН была основана, предотвращал бы конфликт от разрастания и создавал бы условия для того, чтобы жители Грузии всех национальностей могли жить мирно", - сказал Ломая.

За три часа до пресс-конференции грузинского постпреда спецпредставитель генсека ООН Йохан Вербеке представил Совбезу ООН доклад с предложениями по обновлению мандата миссии.

По окончании российский постпред при ООН Виталий Чуркин назвал доклад генсека "хорошей основой" для дискуссии по выработке резолюции о продлении мандата миссии ООН, который истекает 15 июня. По словам Чуркина, "важно, что в докладе не содержится ничего, что противоречило бы новым политическим реалиям в Закавказье и что ставило бы под сомнение статус Абхазии, а значит, и Южной Осетии как независимых суверенных государств".

Вместе с тем он отметил ряд недостатков доклада, сказав, что в документе "неадекватно отражена провокационная деятельность грузинских военных в районах, прилегающих к Абхазии, но слишком много внимания сосредоточено на деятельности российских вооруженных сил".

"Предложения, которые изложены в докладе генерального секретаря, дают хорошую основу для дискуссии. Это вовсе не значит, что каждое предложение будет одобрено без изменений", - сказал Чуркин.