Умеренное исламистское движение "Ан-Нахда" ("Возрождение") выиграло состоявшиеся в Тунисе первые после свержения авторитарного режима президента Зин аль-Абидина бен Али свободные выборы в Национальную учредительную ассамблею
Global Look Press

Умеренное исламистское движение "Ан-Нахда" ("Возрождение") выиграло состоявшиеся в Тунисе в воскресенье, 23 октября, первые после свержения авторитарного режима президента Зин аль-Абидина бен Али свободные выборы в Национальную учредительную ассамблею.

Как сообщил в четверг, 27 октября, председатель Высокой независимой комиссии по выборам (центризбирком) Камаль Джендуби, предварительные официальные итоги свидетельствуют о том, что исламисты набрали 41,47% голосов, и это дает им право занять 90 кресел в 217-местной ассамблее, передает ИТАР-ТАСС.

Этот орган законодательной власти призван определить временное руководство страны, в течение года выработать новую конституцию и подготовить Тунис к всеобщим выборам.

За "Ан-Нахдой" следуют левые партии: Республиканский конгресс Монсефа Марзуки, получивший 13,82% голосов (30 мест) и Демократический блок за труд и свободу Мустафы бен Джафара - 9,68% (21 место).

Как подчеркнул Джендуби, партии в течение двух дней могут обжаловать результаты подсчета. Итоги были в целом спрогнозированы накануне.

Уверенность "Ан-Нахды" в том, что она формально выиграла выборы и победила в результате "Революции 14 января", нашла свое подтверждение в заявлениях руководства исламистов.

Так, их лидер Рашид Ганнуши сообщил о готовности движения сформировать в течение месяца переходное правительство. При этом исламисты сразу выдвинули из своих рядов кандидатуру на пост премьера. Им стал один из основателей "Ан-Нахды", 62-летний председатель политбюро движения Хамади Джебали.

Вместе с тем, утверждение главы переходного кабинета министров находится в ведении временного президента, которого и должна выбрать ассамблея в ближайшее время.

Есть информация, что уже в среду вечером, после объявления промежуточных итогов голосования, "Ан-Нахда" и левые начали консультации о возможном составе переходного правительства.

Тем временем сила, рассматривавшаяся специалистами как возможный оппонент исламистам, уже накануне формально признала свое поражение. Прогрессивно-демократическая партия (ПДП), во главе которой стоит известный здесь политик Ахмед Наджиб Шебби, получила только 17 кресел в ассамблее.

"Тенденции ясны, - так прокомментировала эти "успехи" генсек партии Майя Джриби. - ПДП себя плохо проявила".

Не обошлось без интриги. Малоизвестная партия "Народное требование справедливости и развития", которую возглавляет проживающий в Лондоне тунисский олигарх Хашми Хаадми, по итогам общенационального подсчета голосов обогнала многих соперников, заняв 4-е место с 19-ю креслами в ассамблее.

Это ей удалось, несмотря на то, что в шести избирательных округах списки партии были аннулированы за "финансовые нарушения", что вызвало негодование в Сиди-Бузиде, ставшем колыбелью "Революции 14 января", где также победила эта партия.

Радикально настроенные жители города забросали камнями отделение "Ан-Нахды" и силы безопасности, которые были вынуждены вмешаться.

Сам Хаадми уже заявил о том, что снимает свою кандидатуру и выходит из ассамблеи. Успех Хаадми у "протестного электората" объясняется тем, что в ходе предвыборной гонки по спутниковому телеканалу "Аль-Мустакылля", владельцем которого он является, олигарх пообещал бесплатное медобслуживание и по 100 евро каждому из 500 тысяч тунисских безработных.

При этом он взялся инвестировать около 1 млрд евро в утвержденный уже премьер-министром Беджи Каидом Себси бюджет страны.

Сам лидер тунисских исламистов Ганнуши сразу начал выступать со знаковыми программными заявлениями, в том числе пытаясь успокоить сторонников светского Туниса.

В выступлении перед своими сторонниками он пообещал, что обеспечит свободу вероисповедания, защитит права религиозных меньшинств, а также сохранит за тунисскими женщинами, имеющими здесь наибольшие в арабо-мусульманском мире свободы, достигнутые ими завоевания.

Кроме того, он заявил о сохранении существующей финансовой системы, демократичной модели туризма, в том числе продажи спиртных напитков, а также высказался в пользу защиты предпринимательства.

Ганнуши, долгое время находившийся в вынужденной эмиграции в Лондоне, традиционно указывает на схожесть идеологий запрещенной при бен Али за экстремизм "Ан-Нахды" и правящей в Турции умеренной происламской Партии справедливости и развития.