Новая история Британии, рассказанная Y-хромосомой
www.chromosome5.com

Авторы книг по истории любят рассказывать о завоеваниях, а не о преемственности, а потому, наверное, не удивительно, что многие англичане выросли в уверенности, что в них борется кровь римлян, англосаксов, датчан, викингов и норманнов, вторгавшихся в Британию. По их мнению, потомки побежденных кельтов сохранились лишь в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Новое генетическое исследование Y-хромосом на Британских островах поведало совсем другую историю, пишет издание International Herald Tribune (перевод на сайте Inopressa.ru). Согласно данным исследования, на самом деле в Британии выжили именно наследники кельтов.

По данным исследования, проведенного Кристианом Капелли, Дэвидом Гольдштейном и другими учеными из лондонского University College, завоеватели полностью не вытеснили местных жителей, и значительная их доля - часто 50% или больше - сохранилась на всех Британских островах.

Исследование, опубликованное во вторник в журнале Current Biology, было основано на сравнении образцов Y-хромосом жителей Британских островов с Y-хромосомами завоевателей, представленных их нынешними потомками - датчанами, викингами (из Норвегии) и англосаксами (из северогерманской земли Шлезвиг-Гольштейн).

Исследование началось после просьбы телерадиокорпорации BBC поискать в Англии генетические автографы викингов, а затем было расширено, и в него включили датчан и англосаксов. Гольдштейн сказал, что на исследование двух других групп завоевателей, римлян и норманнов, не хватило денег, но, по его ощущению, их демографический вклад был небольшим.

Он предположил, что изначально Британию населяли люди, живущие в Каслрее, регионе центральной Ирландии, куда иностранные завоеватели не дошли. В ходе исследования, проведенного два года назад, Гольдштейн и его коллеги установили, что Y-хромосомы кельтов почти идентичны Y-хромосомам басков.

Баски живут в горах на границе между Францией и Испанией и говорят на языке, не имеющем никакой связи с индоевропейской группой, распространившейся в Европе 8 тыс. лет назад, во время сельскохозяйственной революции периода неолита. Поэтому их считают возможными потомками первых современных людей, поселившихся в Европе около 30 тыс. лет назад, в палеолите.

По этой логике люди, говорящие на кельтском языке, генетически очень близкие к баскам, также могут вести свой род от жителей Европы времен палеолита и, возможно, являются первыми современными жителями Британии, пришедшими на острова около 10 тыс. лет назад, отметил Гольдштейн. Позднее эти первые британцы, должно быть, взяли из Европы кельтскую культуру, признаки которой появились около 3 тыс. лет назад, и кельтский язык, являющийся ветвью индоевропейской семьи языков.

Признав определенные Y-хромосомы типичными для британцев, Гольдштейн и его коллеги смогли оценить демографическое влияние завоевателей. Они обнаружили, что викинги оставили заметный след на Оркнейских островах у северо-западного побережья Шотландии, откуда они вели военные действия в 800-1200 годах. У многих мужчин в Йорке и восточной Англии обнаружился датский тип Y-хромосом. Но англосаксонское наследие в южной Англии оказалось на удивление малым.

"Англичан привыкли считать англосаксами, - говорит Гольдштейн. - Но мы ясно показываем, что ни англосаксы, ни датчане не заменили существующие популяции полностью. Похоже, кельты выстояли".

Y-хромосомы есть только у мужчин. В ходе исследования, проведенного два года назад, Гольдштейн и его коллеги изучали митохондриальную ДНК британцев - генетический элемент, наследуемый от матери. Материнское наследие оказалось в большей мере североевропейским, чем британские Y-хромосомы.

Чтобы объяснить этот феномен, не нужно предполагать, что в Британию вторглась армия амазонок или что кельты вдруг решили заменить своих кельтских жен уроженками Ближнего Востока, говорит Гольдштейн. Гораздо вероятнее, что, поскольку британские кельты сохранили контакты с европейскими, между ними шел обмен, в том числе и женщинами. Как и во многих других культурах, мужчины оставались в родных местах, а женщины перебирались в поселения своих мужей. И со временем женское население Британии стало больше походить на жительниц северной Европы, полагает ученый.