Конституционный совет Франции признал недавно принятый закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян, крепко поссоривший страну с Турцией, не соответствующим Конституции. Закон ограничивает свободу слова, решили судьи совета, рассмотрев обращение 139 французских сенаторов и членов Национального собрания от всех партий, передает ВВС. По мнению политологов, таким образом совет попытался снять напряжение, возникшее между Францией и Турцией после принятия закона, отмечает РБК. Турецкое правительство действительно приветствовало решение Конституционного совета, пообещав рассмотреть вопрос по возобновлению экономических, политических и военных контактов с Парижем, ограниченных в связи с конфликтом.
Однако президент Франции Николя Саркози, выступивший инициатором закона, не захотел отступать, заявив, что "отрицание геноцида недопустимо и поэтому должно быть наказано". Глава государства поручил правительству составить новый проект закона с учетом решения Конституционного совета, которое гласит, что "законодатель может устанавливать наказания за злоупотребление свободой слова и коммуникации, которые нарушают общественный порядок и права третьих лиц".
23 января французский парламент одобрил законопроект о введении запрета на публичное отрицание любых случаев геноцида, признанных во Франции. К ним отнесли Холокост, запрет на отрицание которого действует с 1990 года, и признанный в январе 2001 года геноцид армянского народа в Османской империи в 1915-1917 годах (по подсчетам армянских историков, тогда были убиты около 1,5 млн человек). По этому закону нарушителю грозил срок тюремного заключения до года и штраф в размере 45 ты. евро.
Законопроект вызывал немало споров еще на стадии обсуждения, а после принятия спровоцировал бурю протестов в Турции, которая не признает массовое убийство армян геонцидом. Турецкий премьер Тайип Эрдоган заявил тогда, что никогда больше не поедет во Францию, а правительство страны приостановило политическое и военное сотрудничество с Парижем.
В то же время Армения и армянская диаспора Франции восприняли принятие закона с ликованием. А министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян выразил "признательность президенту, Сенату, Национальному собранию, правительству и народу дружественной Франции". "Этот день будет золотыми буквами вписан не только в историю дружбы французского и армянского народов, но и в летопись защиты прав человека в мире", - уверял он.