США не ставят перед собой цель свергнуть Муаммара Каддафи, прибегнув к военному вторжению. В этом вновь заверил в понедельник в телеобращении к согражданам президент Барак Обама, отметив, что США не хотят получить второй Ирак.
Выбрав для своего выступления трибуну вашингтонского Университета национальной обороны, он попытался дать ответы на многочисленные вопросы со стороны оппонентов-республиканцев, ряда своих собственных однопартийцев и антивоенных активистов, главный из которых - зачем Америка ввязалась в войну с еще одной мусульманской страной.
За несколько часов до его речи исследовательский центр Пью обнародовал результаты опроса, показавшие, что 50% американцев против 39% сомневаются в том, что у США с союзниками есть полная ясность относительно целей, которых они добиваются в Ливии.
Как пояснил Обама, задача, которую он поставил перед американскими войсками, - "защитить ливийский народ от непосредственной опасности и установить режим бесполетной зоны" - выполняется "в соответствии с мандатом ООН и при международной поддержке".
"Это именно то, что просила нас сделать ливийская оппозиция, - продолжил он. - Если бы мы попытались свергнуть Каддафи силой, в нашей коалиции произошел бы раскол. Нам бы, вероятнее всего, пришлось направить туда наземные силы или подвергнуть риску гибели от ударов с воздуха многих гражданских лиц".
По словам Обамы, "мы все это прошли уже в Ираке". "На смену режима потребовалось 8 лет, погибли тысячи американцев и иракцев, затрачен почти один триллион долларов, - сказал президент. - Мы не можем себе позволить повторения того же в Ливии".
Как указал глава Белого дома, "мы вмешались, чтобы остановить кровопролитие", передает ИТАР-ТАСС. "Что мы сейчас будем делать - так это поддерживать устремления ливийского народа, - добавил он. - Мы будем работать вместе с нашими союзниками и партнерами, которые возглавили усилия по обеспечению безопасности гражданских лиц. Мы не допустим поставок оружия режиму Каддафи, лишим его поступления наличных денег, будем помогать оппозиции и сотрудничать с другими странами в приближении дня, когда Каддафи оставит власть. Это может случиться не быстро, поскольку Каддафи отчаянно цепляется за власть. Но для всех тех, кто входит в окружение Каддафи, для каждого ливийца должны быть ясно, что история - не на его стороне... Ливийский народ сможет сам определять свою судьбу. И именно так и должно быть".
Президент убежден, что "не допустить победы Каддафи над оппозицией - в стратегических интересах США". "Безусловно, Ливии и всему миру будет лучше без Каддафи у власти, - считает Обама.- Я и другие мировые лидеры будем активно добиваться реализации этой цели, не прибегая к военным средствам. Но расширение нашей нынешней военной миссии, с включением задачи смены режима, было бы ошибкой" .
Объясняя, что побудило его вмешаться в события в Ливии, глава Белого дома отметил, что "10 дней назад, пытаясь положить конец насилию в Ливии, не прибегая к использованию силы, международное сообщество предложило Каддафи остановить кампанию убийств, предупредив, что в противном случае ему придется столкнуться с последствиями". "Но его войска продолжили продвижение к городу Бенгази, где проживают почти 700 тысяч мужчин, женщин и детей,- продолжил он. - В этот момент перед США и всем миром стоял выбор. Каддафи объявил, что не станет щадить свой народ. Мы знали, что, если промедлим еще один день, в Бенгази начнется кровопролитие...".
По словам Обамы, "в наших национальных интересах было не допустить этого". "И 9 дней назад, проконсультировавшись с лидерами Конгресса от обеих партий, я распорядился начать военные действия, чтобы остановить убийства и обеспечить претворение в жизнь требований резолюции СБ ООН номер 1973, - сказал он. - Сегодня я могу доложить, что мы остановили смертоносное продвижение войск Каддафи".
"В этих усилиях США не действовали в одиночку, - заметил он. - К нам присоединилась сильная и продолжающая увеличиваться коалиция. В нее вошли наши ближайшие союзники - Великобритания, Франция, Канада, Дания, Норвегия, Италия, Испания, Греция и Турция. В нее также вошли наши арабские партнеры - Катар и ОАЭ".
Повторив свои предыдущие обещания согражданам о том, что "роль США в ливийской операции будут ограниченной и что мы не будем направлять в Ливию наземные войска", президент указал, что НАТО, которая "уже согласилась руководить операцией по претворению в жизнь эмбарго на поставки оружия и обеспечению бесполетной зоны, в минувшее воскресенье также взяла на себя дополнительные обязанности защищать ливийских гражданских лиц". "Передача этих полномочий от США к НАТО произойдет в грядущую среду", 30 марта, сказал Обама.
"Я уверен, что наша коалиция будет и дальше оказывать давление на те войска, которые остались у Каддафи, - указал он. - В этих усилиях США будут играть вспомогательную роль, в том числе предоставлять разведданные, оказывать тыловую поддержку, помощь в операциях по поиску и спасению, осуществлять глушение радиопередатчиков режима Каддафи".
Обама также обязался направить в будущем "замороженные в США более чем 33 млрд долларов режима Каддафи на восстановление Ливии". "Эти деньги не принадлежат Каддафи или нам - они принадлежат ливийскому народу, и мы сделаем так, чтобы они достались народу", - отметил он.
Комментируя выступление президента, многие аналитики и обозреватели подчеркнули, что Обама так и не ответил на важные вопросы, волнующие американцев, - как долго продлится участие США в этой операции и во сколько это обойдется стране.