Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям и спецдокладчики по защите прав на свободу слова, свободу собраний и по вопросу о положении правозащитников запросили у постпреда РФ в ООН объяснения по поводу действий властей при разгоне акций протеста в Москве летом 2019 года и уголовному преследованию участников этих акций.
На сайте управления верховного комиссара ООН по правам человека отмечается, что российские власти уже направили свой ответ и он будет опубликован, передает "Интерфакс".
В запросе авторы выражают обеспокоенность в связи с предполагаемыми репрессиями, которым подвергаются участники протестов. Общая картина событий вызывает опасения, что целью этих действий было подавление законного осуществления прав отдельных граждан на свободное выражение мнений и свободу мирных собраний в контексте местных выборов, отмечают международные эксперты.
Спецдокладчики считают необходимым напомнить российскому правительству о тех обязательствах в сфере прав человека, которые Россия взяла на себя, ратифицировав, в частности, Международный пакт о гражданских и политических правах, пишут "Ведомости". Они просят сообщить, какие меры были приняты для защиты прав лиц, принимающих участие в мирных собраниях (в том числе при планировании и проведении полицейских операций), и обеспечения "объективных и разумных требований", предъявляемых при регистрации кандидатов, как соблюдаются международные стандарты при уголовном и административном преследовании участников акций и что сделано для обеспечения эффективного и беспристрастного расследования предполагаемых нарушений прав человека, включая чрезмерное, по сообщениям, применение силы правоохранительными органами.
Обращение к спецдокладчикам ООН в связи с многочисленными случаями разгона мирных акций в Москве Международная правозащитная группа "Агора" направила еще в августе. Применив насилие в отношении мирных демонстрантов и прибегая к некорректному уголовному преследованию, российские власти нарушили сразу несколько положений Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Конвенцию ООН против пыток, утверждают правозащитники.
По словам руководителя международной практики "Агоры" Кирилла Коротеева, в запросе ООН фактически сформулирована оценка московских событий и перечислены нарушения, возможно допущенные властями. К этой оценке можно апеллировать и в российских судах, и в ЕСПЧ.
Запрос спецдокладчика - это что-то вроде предупреждения: государству дают понять, что есть время одуматься, покаяться и свернуть с пути нарушения прав человека, поясняет доцент МГИМО Илья Рачков. Следующим шагом будет, когда Россию признают нарушителем. Сейчас в поле внимания спецдокладчиков ООН попадают в основном страны, не участвующие в региональных соглашениях, вроде азиатских или ряда африканских стран. И то, что в этом ряду оказалась и Россия - печальный факт, который свидетельствует, что ЕСПЧ становится недостаточно: он завален жалобами из России, разбирательство затягивается на годы и власти на его решения не особо реагируют, отмечает Рачков.
Позиция РФ сводится к тому, что международным организациям не следует вмешиваться во внутренние дела государства и нарушать суверенитет. К тому же даже мирные протесты опасны и могут привести к дестабилизации ситуации. Эту точку зрения в очередной раз озвучил в четверг мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, даже мирные акции протеста заканчиваются "убийствами, стрельбой", а "порядок функционирования" Москвы во время летних митингов сохранился именно благодаря полицейским.
"Посмотрите, что у наших соседей в Киеве происходило. Все ведь тоже начиналось с этого. Давайте мирно постоим. Товарищи разойдитесь, граждане разойдитесь. Нет, мы не будем расходиться. А, ну ладно, ну постойте. Пять тысяч постойте, 10 тысяч, 200 тысяч, 500 тысяч постойте. Чем закончилось? Убийствами, стрельбой, по сути дела переворотом, от которого до сих Украина не может отойти", - сказал Собянин. Его слова приводит РИА "Новости".
По мнению мэра, "те, кто начинает заигрывать в этих вопросах, превращают свои города просто в бедствие". Собянин подчеркнул, что "нет таких стран в мире, которые говорят: "Да, делайте, что хотите". Он добавил, что существование страны зависит от "нормального порядка функционирования городов".
"Московское дело"
Одна из наиболее крупных акций летней волны протеста состоялась 27 июля. Ее участники требовали зарегистрировать кандидатов от оппозиции на выборах в Мосгордуму. В акции, по утверждению властей, приняли участие порядка 3 тысяч человек. Из них были задержаны почти 1400 человек. При разгоне демонстрации применялись дубинки и электрошокеры, в результате пострадали около 80 человек. В течение нескольких последующих дней в московские суды поступило на рассмотрение 1043 административных дела по статье 20.2 КоАП ("нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). 88 задержанных отправили под административный арест сроком от 3 до 30 суток. Сотни участников были оштрафованы на суммы до 150 тысяч рублей. Однако это было только началом беспрецедентных репрессий, вылившихся в возбуждение уголовных дел и другие формы запугивания.
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал мирные выступления оппозиции "заранее спланированными и хорошо подготовленными" "массовыми беспорядками". С подачи мэра СК РФ возбудил дело по этой статье, которая предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет лишения свободы.
Фигурантами "московского дела" о "массовых беспорядках" уже стали десятки людей из разных социальных групп.
В начале сентября, после беспрецедентно скорого следствия и разбирательств, московские суды стали выносить показательно суровые приговоры участникам протеста и их единомышленникам, стремясь "закрыть вопрос" до выборов 8 сентября. 3 сентября пять лет колонии получил подмосковный менеджер и блогер Владислав Синица. Его лишили свободы за твит, в котором он упомянул детей силовиков и обрисовал возможные последствия подавления акций протеста.
В течение двух дней, 3 и 4 сентября, московские суды рассмотрели еще несколько уголовных дел, возбужденных в отношении участников протестных акций. Реальные сроки лишения свободы получили: Данила Беглец (два года колонии), Евгений Коваленко (3,5 года колонии за брошенную в сторону омоновца урну), Кирилл Жуков (3 года колонии за взмах рукой перед шлемом росгвардейца), Иван Подкопаев (3 года колонии).
5 сентября приговор зачитали программисту и члену участковой избирательной комиссии Константину Котову. Ему назначили 4 года колонии просто за то, что он неоднократно выходил на протестные акции. Котову инкриминировали печально известную статью 212.1 УК РФ, по которой ранее был осужден только один человек - оппозиционер Ильдар Дадин. Причем в итоге приговор Дадину отменили, а Конституционный суд рекомендовал не применять больше статью 212.1 УК РФ в ее нынешнем виде.
Наконец, наибольшее словесное возмущение в обществе, в том числе и в провластных его кругах, вызвал приговор, зачитанный актеру Павлу Устинову. Он, как и предприниматель Данила Беглец, оказался случайно среди протестующих в центре Москвы. Правда, Устинов был задержан и избит росгвардейцами на другой акции, проходившей 3 августа. В итоге актера признали виновным в причинении вреда силовику, опасного для его жизни и здоровья. Устинова приговорили к 3,5 года колонии.
Уже через несколько дней, на фоне беспрецедентного возмущения в обществе и волны открытых писем, рассылавшихся от имени профессиональных сообществ, прокуратура кардинально поменяла свою позицию: теперь чиновники надзорного ведомства попросили суд не приговорить Устинова к шести годам колонии, а отпустить его из СИЗО под подписку о невыезде, что и было сделано. Затем Устинову изменили приговор, назначив 1 год лишения свободы условно.
В настоящий момент следствие продолжает работу по выявлению новых подозреваемых. 28 ноября стало известно о задержании Сергея Суровцева, который, по версии следователей, ударил металлическим ограждением росгвардейца.