Самолет польского президента Леха Качиньского, потерпевший катастрофу под Смоленском, вылетел из Варшавы на час позже изначально запланированного времени. Как оказалось, администрация президента Польши неожиданно изменила время, не проконсультировавшись с ответственными непосредственно за перелет, пишет "Московский комсомолец".
По данным издания, информация о задержке рейса содержится в докладе главы Воздушных сил Польши генерала Кшиштофа Заленского, который он предоставил премьер-министру страны Дональду Туску через несколько часов после катастрофы.
Из документа следует, что пилоты планировали вылет на час раньше. Этот час был необходим для того, чтобы в случае плохих погодных условий самолет мог сделать несколько кругов перед посадкой или приземлиться на запасном аэродроме. Как пояснил Gazeta Wyborcza комнадир 36-го элитного транспортного полка, в котором служили пилоты Ту-154, полковник Рышард Рачиньский, Минобороны всегда указывает в каждом подготовленном графике вылета VIP-персон время "с запасом". "Это позволит изменить маршрут, подождать улучшения погодных условий, или пилот сможет приземлиться на запасном аэропорте", – поясняет Рачиньский.
- Первые результаты расследования катастрофы
- Партия Качиньского пытается обвинить в катастрофе российские спецслужбы
- Черный ящик разбившегося Ту-154 записал молитву пилота
Канцелярия президента должна была согласовать с авиаотрядом свои планы. Однако сделано этого не было, и время вылета было перенесено на час позже - с 6:30 на 7:30 часов утра. Поэтому у пилотов не было в запасе времени для разрешения чрезвычайных ситуаций или приземления на аэродроме в Витебске или Минске - президент просто опоздал бы. А поскольку мероприятие имело очень большое политическое значение, глава Польши этого себе позволить не мог.
Впрочем, это не единственный промах администрации президента. Как рассказал польским журналистам источник в Минобороны Польши, военное начальство никто не проинформировал о том, что на борту будет лететь фактически все командование.
В катастрофе погибли заместитель министра национальной обороны Станислав Коморовский, глава Генерального штаба Войска Польского Франчишек Гонгор, оперативный командующий польскими вооруженными силами генерал Бронислав Квятковский, командующий ВВС генерал Анджей Бласик, командующий сухопутными войсками дивизионный генерал Тадеуш Бук, командующий войсками специального назначения Влодзимеж Потасиньский, командующий ВМФ вице-адмирал Анджей Карвета и командующий гарнизоном Варшавы бригадный генерал Казимеж Гиларский. Руководитель президентской канцелярии Владислав Стасяк, также погибший под Смоленском, только отправил на имя министра национальной обороны Польши Богдана Клиха письмо со своей подписью, где указывалось: "Господин президент намерен пригласить на эту церемонию (мемориальные мероприятия, посвященные 70-летию трагических событий в Катыни) высокопоставленных командующих польской армией".
"Нам ничего не было сказано о таком количестве VIP", – говорит источник Gazeta Wyborcza в Минобороны. Он также добавил, что, как выяснилось, командование получило приглашение в Смоленск еще 25 марта, отмечает "Gazeta.ru". Один из генералов прервал для поездки отпуск. О том, что на борту находится фактически все командование, сами высокопоставленные военные, как указывает источник, узнали уже в самолете.
Как рассказал на пресс-конференции, посвященной ходу расследования, уже непосредственно премьер-министр Дональд Туск, все мобильные телефоны, в том числе и телефон президента, и прочая техника были переданы польским следователям. Он также заверил, что никаких секретных документов, которые якобы могли перевозить глава страны и другие высокопоставленные лица, на борту не было.
Говоря о причинах аварии, Туск сказал, что сложности есть даже в установлении реального времени авиакатастрофы. Он заявил, что не знает расшифровок "черных ящиков". Однако с полной уверенностью может сказать, что "там нет ничего сенсационного". Кроме того, по его словам, скорее всего можно исключить, что на борту был взрыв или к аварии привели технические неполадки.
Первые результаты расследования катастрофы
Ранее управление окружной военной прокуратуры Варшавы сообщило о первых результатах расследования катастрофы. Следователям не удалось установить даже точное время столкновения с деревом. Не получилось также выяснить происхождение звуков, похожих на выстрелы, которые слышны на распространенной видеозаписи первых минут после катастрофы, отмечает "Росбалт.ru".
Во время изучения любительской съемки следователи смогли установить лишь, что слышат голоса мужчин и женщин на русском и польском языках. Часть слов следователям не удалось разобрать из-за сильных помех и шумов. Следователи также отметили плохое качество записи и неоднократное сжатие формата.
Достоверно определить, что звуки, похожие на выстрелы, действительно могли быть выстрелами, следователи так и не смогли. Ранее выдвигались версии, что это разрываются патроны из пистолетов сотрудников службы охраны президента Польши (всего на месте крушения было найдено семь пистолетов). По другим данным, взрывались баллончики с кислородом.
Военная прокуратура также зафиксировала по записи изменение метеоусловий в непосредственной близости от аэродрома. На записи видно, как погода ухудшается с каждой минутой, а туман постепенно сгущается.
Между тем ход расследования обстоятельств авиакатастрофы накануне по телефону обсудили российский премьер Владимир Путин со своим польским коллегой Дональдом Туском. Как сообщили в пресс-службе правительства РФ, Путин и Туск "выразили удовлетворение уровнем взаимодействия соответствующих служб России и Польши".
Напомним, польский президентский авиалайнер Ту-154М с членами официальной польской делегации разбился 10 апреля под Смоленском. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньский. Глава Польши вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, не выжил никто. Среди погибших супруга президента Мария Качиньская и часть руководства страны. В частности, глава Института национальной памяти Януш Куртыка, вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский, руководитель президентской канцелярии Владыслав Стасяк, глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, министры и депутаты. На борту оказались сразу несколько высших военных чинов: начальник генштаба Франчишек Гонгор, главком ВМФ Анджей Карвета, командующий ВВС Анджей Бласик, командующий войсками спецназначения Влодзимеж Потасиньский, глава оперативного командования польской армии Бронислав Квятковский.