Разочарованные неудачей попыток найти в Ираке запасы химического и биологического оружия Саддама Хусейна, разведслужбы США и других стран пытаются установить, не стали ли они жертвой иракской контрразведки, которая сознательно дезинформировала их накануне войны, пишет сегодня издание Los Angeles Times, перевод статьи которой публикует Inopressa.
Цель расследования, отмечает высокопоставленный представитель разведки США, - "выяснить, не попала ли к нам ложная информация и не были ли мы одурачены". "Мы проводим опрос всех наших источников, предоставивших информацию по этому вопросу", - добавил он.
Расследование началось после политического скандала, вспыхнувшего этим летом в связи с утверждением, прозвучавшим в обращении к нации президента Буша, о попытке Ирака купить уран в Нигере. Звучали предположения, что это утверждение не имеет под собой реальных доказательств или основано на сфабрикованных документах.
Высокопоставленные чиновники ЦРУ настаивают на том, что информация, полученная от иракских источников, была хоть и основной частью, но только частью общих разведданных, способствовавших тому, что спусковой крючок для вторжения в Ирак в марте был нажат. При этом у них есть основания опасаться, что именно эта ключевая часть может оказаться фальшивкой.
После войны бывшие иракские агенты подтвердили, что режим Хусейна неоднократно засылал на Запад двойных агентов под видом перебежчиков с целью распространения дезинформации. Иногда Багдад сознательно сообщал настоящим перебежчикам ложную информацию о производстве оружия массового поражения и местах его хранения, а они принимали это за чистую монету.
"Им передавали информацию, заставляя их поверить в то, что в Ираке активно проводится программа вооружения, но делалось это только для того, чтобы эти сведения попали в западные разведслужбы, - отмечает представитель американской разведки. - Затем, искренне веря в это, они успешно проходили тесты на полиграфе, и в итоге Запад считал дезинформацию правдой, несмотря на то, что вся она была сфабрикована с намерением ввести нас в заблуждение".
Таким образом, вопрос о "приукрашивании" администрацией Буша довоенных разведданных перерастает в более широкий спектр проблем - каким образом были сфабрикованы конкретные сведения и почему американские чиновники не смогли распознать обман.
Возможно, американские эксперты слишком горячо хотели найти свидетельства, подтверждающие предположения Белого дома. В результате, по словам одного американского чиновника, "перебежчики просто говорили нам то, что мы хотели услышать".
Какие мотивы двигали Хусейном, когда он реализовывал эту схему дезинформации Запада? Возможно, он хотел заставить своих врагов - Запад и Тегеран - поверить в свою военную мощь. Кроме того, неподчинение Саддама Западу и страх Запада перед его оружием массового поражения отражались на росте его престижа внутри страны и в арабском мире.
Хусейн мог также с пользой для себя сыграть на неудачных попытках инспекторов ООН подтвердить сведения информаторов, так как это могло заставить СБ ООН отменить санкции против Ирака, введенные после вторжения в Кувейт в 1990 году. Американские чиновники полагают, что после этого Саддам планировал тайно восстановить свои программы вооружения.
"Мы были пленниками собственных убеждений, - отмечает высокопоставленный американский эксперт по вооружениям, который сотрудничает с наблюдательной комиссией по Ираку (Iraq Survey Group), ответственной за поиски всего незаконного оружия. - Мы говорили, что Саддам был мастером опровержений и обманов. Когда мы не смогли ничего найти, мы заявили, что доказали это утверждение, вместо того чтобы усомниться в собственных предположениях".
Наблюдательную комиссию возглавляют Дэвид Кей, бывший инспектор ООН, назначенный в июне специальным советником ЦРУ, и генерал-майор Кейт Дейтон, бывший сотрудник Разведывательного управления министерства обороны.
Как свидетельствуют данные, собранные за последние два месяца, режим Хусейна отказался от крупномасштабных разработок и производства оружия в пользу мелких, "сиюминутных" операций, которые в случае необходимости могли гарантировать быстрое производство отравляющего газа или биологических агентов. Этот переход, полагают эксперты, произошел в 1996-2000 годы.
Тем не менее, наблюдательная комиссия до сих пор не в состоянии доказать, что Ирак производил неконвенционные газы или бактерии после 1991 года.
Достоверность информации, полученной от перебежчиков - это ключевая часть "иракского паззла", но лишь один его аспект. Во время презентации данных по Ираку в СБ ООН в феврале этого года госсекретарь США Колин Пауэлл показывал фотографии, сделанные со спутников-шпионов, ссылался на перехваты телефонных переговоров, на доклады инспекторов ООН и информацию других разведывательных источников.
О том, что перебежчикам нельзя верить безоговорочно, говорили давно, в том числе и американские эксперты, указывавшие, что перебежчики обычно склонны преувеличивать факты, так как заинтересованы в предоставлении убежища, получении визы и денег.
Так относятся, в частности, к сведениям от Иракского национального конгресса, который возглавляет Ахмад Чалаби. Госдепартамент не раз подчеркивал, что на агентурную сеть ИНК нельзя полагаться.
И, несмотря на это, чиновники Пентагона поддержали бывшего банкира как возможного преемника Хусейна. Чалаби, который сейчас заседает в сформированном США Правящем совете в Багдаде, в свое время связал разведывательное управление министерства обороны с тремя перебежчиками, которые заявляли, что располагают сведениями об иракских программах создания незаконного оружия.
Один из них, иракский инженер, сообщил в 2001 году, что знает местонахождение биологического оружия Саддама. Однако на указанных им местах не было найдено ничего подобного.
Второй иракец рассказал о "мобильных лабораториях", которые в состоянии производить до нескольких сот тонн биологических агентов в год. ЦРУ решило, что два фургона, найденные после войны на севере Ирака, были предназначены для производства биологического оружия, однако эксперты других стран оспаривают подобные выводы.
Третий иракец, представившийся экспертом по ядерному оружию Ирака, вообще не вызвал доверия у США.
ЦРУ приступило к внутреннему пересмотру своих разведданных по Ираку еще до войны, в феврале, однако в ходе этой акции, осуществляемой комиссией из четырех человек во главе с Ричардом Керром, проверялись только выводы, а не "сырые" сведения, положенные в основание выводов. В данный момент комиссия ожидает доклада наблюдательной комиссии по Ираку, и только после этого вынесет свой вердикт.
Пока Пентагон и ЦРУ не разрешают Кею и Дейтону давать интервью, но другие члены наблюдательной комиссии, согласившиеся говорить только на условиях анонимности, утверждают, что до сих пор не было найдено ни одного подтверждения (а было изучено около 30 млн страниц документов), что Хусейн тайно разрабатывал химическое и биологическое оружие до 1998 года, когда Ирак выгнал инспекторов ООН. Эта точка зрения противоречит официальной позиции администрации Буша.
"Что-то я не припомню, чтобы кто-нибудь вбежал в штаб-квартиру наблюдательной комиссии с криками: "Эврика! Мы нашли дымящийся пистолет!" - говорит один из членов комиссии. - Здесь по-прежнему темно, как в аду".
Вопрос о временном отрезке имеет важное, если не решающее значение, потому что в официальном документе разведслужб США, направленном в Белый дом и конгресс в октябре, содержалось предупреждение о том, что Ирак "возобновил производство" горчичного газа, зарина, циклозарина и газа VX, а также имеет от 100 до 500 тонн химических агентов, "большая часть которых была произведена в прошлом году". В этом докладе также говорилось об усовершенствовании биологической программы Ирака после 1991 года.
Документы, недавно найденные в Ираке, включают детализированные расписания и инструкции секретных планов покупки и инсталляции в гражданских лабораториях и фабриках оборудования двойного назначения, которое в случае необходимости могло быть использовано и в военных целях.
Кроме того, некоторые иракские ученые говорили во время допросов, что Ирак производил на таком оборудовании химические и биологические агенты даже в 2002 году. Однако другие иракцы утверждают, что эта система никогда не работала либо же использовалась для производства незначительного количества "тестовых образцов" в середине 1990-х.
Отдельные американские эксперты склонны считать факт обнаружения оборудования двойного назначения оправданием предвоенных опасений, даже в том случае, если эта схема никогда не применялась.
"Для меня нет никакой разницы, найдем ли мы склад, полный бомб с химическими боеголовками или начерченный на бумаге план, который позволит им использовать имеющиеся производственные мощности для изготовления того же оружия за неделю", - заявил один из них.
Инспектора ООН, которые находились в Ираке с 1991 по 1998 годы, были уверены, что Хусейн пытается спрятать свои программы создания незаконного оружия на гражданских объектах, в госпиталях и лабораториях. Известно, что в 1980-х он производил химические и биологические агенты на заводах по изготовлению пестицидов. Однако в 1990-х инспекторам так и не удалось обнаружить никаких свежих следов возобновления производства оружия массового поражения.
В конце июля Кей и Дейтон провели брифинг за закрытыми дверями в комитете сената по разведке и делам вооружений. По окончании журналистам было объявлено, что комиссия достигла "значительного прогресса" в деле выявления незаконных программ Саддама Хусейна. Это вызвало резкую критику со стороны многих демократов, поскольку комиссия не обнаружила в Ираке "25 тыс. литров антракса, 38 тыс. литров токсина ботулизма и 500 тонн горчичного газа, зарина и газа VX" - именно в таких масштабах оружие массового поражения должно было быть у Ирака, если верить данным, приведенным Бушем в обращении к нации в январе.
Между тем администрация уверена, что неконвенционное оружие в Ираке все-таки будет найдено. За последний месяц, подчеркивает она, увеличилось количество иракцев, предоставляющих ценную информацию. По одной из этих наводок был найден склад ракет "земля-воздух" на севере страны.
Выступая в воскресенье по телевидению, генерал-майор Ричард Майерс рассказал об обнаружении в этом месяце около 30 высокоскоростных истребителей советского производства и беспилотных летательных аппаратов-шпионов, зарытых в песок около летного поля Таккадум к западу от Багдада. Американские войска прочесывали этот район уже три месяца, однако только песчаная буря вскрыла "кладбище" боевой авиатехники.
"Найти и выкопать 55-галлонную цистерну с антраксом гораздо сложнее: и мы найдем то, что ищем", - заявил Майерс.