Наделавшая много шума история о найденных спустя 60 лет после окончания Второй мировой войны в джунглях Филиппин двух японских солдатах бывшей императорской армии может оказаться выдумкой. Многочисленные попытки встретиться с ними завершились провалом
AP Photo/Kyodo News
 
 
 
Посольство Японии в Маниле направило для установления их личности в город Хенераль-Сантос на юг острова Минданао троих своих сотрудников. Им удалось лишь связаться с 58-летним бизнесменом из Иокогамы, который якобы выступает посредником
AP Photo/Kyodo News
 
 
 
В интервью агентству Киодо Цусин этот бизнесмен признался, что получил информацию от своих филиппинских служащих, которые, по их словам, встречались с японскими солдатами в 150 км от Хенераль-Сантос
AP Photo/Kyodo News

Наделавшая много шума история о найденных спустя 60 лет после окончания Второй мировой войны в джунглях Филиппин двух японских солдатах бывшей императорской армии может оказаться выдумкой. Многочисленные попытки встретиться с ними завершились провалом.

Посольство Японии в Маниле направило для установления их личности в город Хенераль-Сантос на юг острова Минданао троих своих сотрудников. Им удалось лишь связаться с 58-летним бизнесменом из Иокогамы, который якобы выступает посредником. Как утверждают дипломаты, он "не заслуживает доверия". Не исключено, что Токио полностью свернет операцию по идентификации двух японских военных, сообщает ИТАР-ТАСС.

В интервью агентству "Киодо Цусин" этот бизнесмен признался, что получил информацию от своих филиппинских служащих, которые, по их словам, встречались с японскими солдатами в 150 км от Хенераль-Сантоса.

Действующий на юге Филиппин крупнейший исламистский Фронт национального освобождения предложил свою помощь в поисках. В интервью японским журналистам представитель сепаратистов признал, что ничего не знает о существовании престарелых японцев на Минданао, однако, по слухам, одного бывшего японского солдата видели на небольшом острове Балут в филиппинской провинции Саранггани возле границы с Индонезией, другого - в окрестностях горы Матутум в провинции Южный Котабато, где он якобы проживает в местном племени.

Ранее появились сообщения, что филиппинские повстанцы за их выдачу якобы потребовали выкуп в размере 25 млн иен (232 тыс. долларов). Об этом со ссылкой на заявление одного из японских следопытов, занимающихся поисками останков солдат дивизии "Пантера", понесшей многотысячные потери в боях с американскими войсками на Филиппинах в 1944 году, сообщили индонезийские СМИ.

По информации, сумма выкупа была увеличена в пять раз после того, как представители посольства Японии выразили сомнение в правдоподобности истории.

Однако сегодня официальный представитель посольства Японии опроверг эту информацию. Об этом сообщается на интернет-сайте газеты "Филиппин дейли инкуайрер". "Мы не располагаем никакой информацией о подобных повстанцах", - сказал прибывший на Минданао пресс-атташе посольства Сунеи Огава.

По словам Огавы, японское посольство постоянно получает подобные сообщения. На Филиппинах популярны слухи о том, что в джунглях до сих пор бродят десятки "забытых" японских солдат.

Некоторые японские солдаты так и не узнали о том, что Вторая мировая война закончилась

Фанатично преданные своему императору, они, стремясь избежать позора плена, продолжали скрываться в джунглях.

Японские солдаты были потомками отважных воинов, не знавших иной жизни, кроме войны. Их девизом было абсолютное повиновение своим командирам, их земной миссией были служение императору и смерть в бою. Плен они считали позором и унижением, которое навсегда заклеймило бы их в глазах тех, кого они уважали, - друзей, семьи, воинов, монахов. Таков был образ мыслей обычного японского солдата времен Второй мировой.

Эти солдаты гибли сотнями тысяч и скорее бросились бы на собственные мечи, чем подняли белый флаг капитуляции перед противником. В особенности перед американцами, чья морская пехота и морские летчики совершали чудеса храбрости, освобождая тихоокеанские острова от японских захватчиков. Многие солдаты, рассеянные по бесчисленным островам, не знали о приказе о капитуляции и еще долгие годы скрывались в джунглях. Эти люди ничего не знали ни про атомные бомбы, уничтожившие Хиросиму и Нагасаки, ни про страшные налеты на Токио, которые превратили этот город в груду развалин. Так, например, в 1961 году, через 16 лет после капитуляции Японии, из тропических джунглей Гуама вышел, чтобы сдаться, солдат по имени Ито Масаши.

Масаши не мог поверить, что мир, который он знал и в который верил до 1945 года, сейчас уже совсем не тот, что того мира больше уже не существует. А в январе 1972 года был найден сержант Икои. Его случайно обнаружили охотники. Ему было 58 лет. Икои ничего не знал об атомных бомбардировках, о капитуляция и поражении его родины. Когда ему объяснили, что его отшельничество было лишено смысла, он упал на землю и зарыдал. Услышав, что он скоро полетит домой в Японию на реактивном самолете, Икои с удивлением спросил: "А что такое реактивный самолет?"

Еще позже, в 1974 году, на отдаленном филиппинском острове Лубанг вышел из джунглей и сдался местным властям 52-летний лейтенант Хироо Онода. За шесть месяцев до этого Онода и его товарищ Киншики Козука устроили засаду на филиппинский патруль, приняв его за американский. Козука погиб, а попытки выследить Оноду ни к чему не привели: он скрылся в непроходимых зарослях. Чтобы убедить Оноду, что война кончилась, пришлось даже вызвать его прежнего командира - никому иному он не верил. Онода попросил разрешения оставить на память священный самурайский меч, который он закопал на острове в 1945 году.

Онода был настолько ошеломлен, попав совсем в иное время, что к нему пришлось применить длительное психотерапевтическое лечение. Он говорил: "Я знаю, что в лесах скрывается еще много моих товарищей, мне известны их позывные и места, где они прячутся. Но они никогда не придут на мой зов. Они решат, что я не выдержал испытаний и сломался, сдавшись врагам. К сожалению, они там так и умрут".

В Японии состоялась трогательная встреча Оноды с его престарелыми родителями.

Его отец сказал: "Я горжусь тобой! Ты поступил как настоящий воин, как подсказывало тебе сердце".