Российский судья Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Дмитрий Дедов высказался за легализацию однополых "партнерских отношений" в РФ, пишет "Коммерсант".
"Я считаю, что компромисс и социальная гармония могли бы быть найдены на основе взаимного уважения прав человека и, в частности, прав меньшинств, которые не стремятся продвигать свой собственный образ жизни, а скорее добиваются признания своих гражданских прав, их уважения и защиты со стороны государства", - приводит газета выдержку из официального "особого мнения" Дедова, высказанного в рамках одного из рассмотренных в Страсбурге дел.
Служитель российской Фемиды пояснил, что "имеет в виду право создавать семейные отношения, отличающиеся от обычного понимания союза между мужчиной и женщиной". "Юридическое признание таких партнерских отношений может стать отправной точкой для защиты всех других потребностей, обычно возникающих между членами семьи", - сказал судья.
Витиеватое и осторожное "особое мнение" судьи Дедова появилось после того, как 27 ноября ЕСПЧ признал незаконными многочисленные случаи запрета проведения ЛГБТ-акций на территории России. Европейский суд рассмотрел 51 такой случай с 2009 по 2014 год и признал их нарушениями права человека на свободу собраний и на правовую защиту от дискриминации.
Жалобы на действия российских властей подал организатор московских ЛГБТ-прайдов Николай Алексеев. Ему также отказывали в проведении мероприятий против гомофобии в Тамбове, Костроме, Рязани, Архангельске и других городах, пишет "Семь на семь".
Одновременно с установлением нарушения Европейской конвенции о правах человека судьи указали, что в этом деле достаточно самого факта установления нарушения прав и заявителям не требуется компенсировать моральный вред и судебные издержки. Николай Алексеев просил компенсировать судебные издержки на сумму 660 тысяч евро.
По мнению Дедова, все участники процесса были недостаточно гибкими и могли найти компромисс. Он полагает, что суд проигнорировал соображения безопасности для ЛГБТ-активистов, на которые упирали российские власти. Дедов сослался на решение ЕСПЧ, которое признало, что в 2012 году грузинские власти не обеспечили защиты местным ЛГБТ-активистам из организации "Идентоба", на которых напали гомофобы во время прайда. Судья также сослался на защиту прав российских родителей, которые были против публичных обсуждений сексуальной ориентации. По его мнению, пока в России не узаконены однополые браки, трудно говорить о праве ЛГБТ-активистов на свободу собраний.
Судья Хелен Келлер не согласилась с коллегами в том, что российские заявители недостойны возмещения морального вреда. "У заявителей нет реальной перспективы вновь обрести свободу собраний в ближайшем будущем. В этих обстоятельствах суд не должен дополнительно лишать их справедливой компенсации", - сказала она.
Дмитрий Дедов был избран на должность судьи ЕСПЧ от РФ в октябре 2012 года, передает "Интерфакс". Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов от каждого государства - члена этой организации. Они избираются на девять лет, не могут переизбираться и должны участвовать в работе суда не как представители государств, а лично, то есть являться независимыми от позиции представляемой страны.
Председатель Российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков предположил, что "если бы судья Дедов публично высказал такое мнение на территории РФ, его бы оштрафовали". "Он высказался о гомосексуальных отношениях в позитивном ключе, а закон о так называемой пропаганде гомосексуализма несовершеннолетним это запрещает", - пояснил Кочетков.
В российском парламенте позицию Дедова назвали оторванной от действительности. "Какой бы разумной, с точки зрения Дмитрия Дедова, идея ни была, но в России, которая пропагандирует традиционные ценности, она не приживется в обозримом будущем, - заявила член комитета по делам семьи Госдумы Оксана Пушкина. - Русская семейная традиция - это союз мужчины и женщины, религиозность, высокий престиж семейного образа жизни, обязательность вступления в брак, строгая семейная иерархия и так далее. Они веками обеспечивали динамичный рост населения, несмотря на многочисленные войны, эпидемии и высокую детскую смертность. Все это цивилизационные накопления. От них добровольно не отказываются".