Генпрокуратура планирует завершить проверку недавно сформированного нового ведомства - Следственного комитета при прокуратуре (СКП) уже на этой неделе. По имеющимся сведениям, материалы ревизии должны поступить из региональных и специализированных подразделений ведомства непосредственно в Генпрокуратуру для анализа и обобщения не позднее 28 декабря - такие указания были даны сотрудникам, проводившим проверку подразделений СКП. Таким образом, 2008 год для российских силовиков, вероятнее всего, начнется с очередного скандала вокруг обнародования результатов этой проверки, пишет газета "Время новостей".
Ожидается, что официально результаты прокурорской проверки СКП будут оглашены на коллегии Генпрокуратуры по итогам работы в прошедшем году, которая обычно проводится в конце января. Впрочем, отмечает издание, не исключено, что "утечки" по этому поводу могут последовать уже в первые рабочие дни после праздничных каникул.
Напомним, что ранее из источников газеты "Коммерсант" стало известно, что проверка перенесена на весну 2008 года. Отсрочку посчитали победой председателя СКП Александра Бастрыкина и пророчили инициатору проверки, замгенпрокурора Виктору Гриню возвращение на прежнее место службы - заместителем Генпрокурора по Сибирскому федеральному округу.
Что хотели проверять
Объявлено о начале прокурорской проверки СКП и его подразделений было весьма своеобразным образом - через "Российскую газету", являющуюся официальным печатным органом правительства. Издание сообщило эту новость со ссылкой на свои неофициальные источники в правоохранительных органах, однако, понятно, учитывая статус этой газеты, не доверять ее "источникам" оснований не было. Официального объявления не было - впрочем, как и о переносе проверки.
В Генпрокуратуре ее называли "плановой", хотя период деятельности следственного комитета, который собиралась проанализировать Генпрокуратура, выглядел весьма странно - с 7 сентября по 31 декабря 2007 года. Обычно проверяется годовая работа ведомств, но никак не четырехмесячная. В период проверки не сформировано даже руководство СК - у главы ведомства Александра Бастрыкина из 12 положенных ему по штатному расписанию заместителей в наличии имеется только двое. Остальные вакансии в силу разных причин он просто не успел еще "заполнить".
По неофициальным данным, прокурорам было предписано по итогам проверки "привести характерные примеры" различных нарушений - при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при сокрытии преступлений от учета, при превышении отведенных законом сроков для задержания подозреваемых, неуведомлении родственников задержанных и т.д. Кроме того, прокурорские работники, по некоторым данным, намерены проанализировать обоснованность кадровой политики СКП, многие руководящие посты в котором заняли выходцы из ФСБ.
Также ведомство Юрия Чайки собиралось проверить, насколько "результативно" за четыре месяца расследовались резонансные преступления, не было ли фактов незаконного задержания граждан и заключения их под стражу. Итоги проверки планировалось огласить уже в феврале, на совместной коллегии руководства Генпрокуратуры и следственного комитета.
О нарушениях в СКП придется сообщить в тот же СКП
Следственный комитет при прокуратуре был образован в результате произведенных летом 2007 года изменений в уголовно-процессуальном законодательстве на базе следственных подразделений прокуратуры. Несмотря на название, СКП стал фактически самостоятельным ведомством. Одновременно прокуратура как госорган лишилась многих прежних своих полномочий, в том числе в значительной мере и надзора за расследованием уголовных дел.
Представители Генпрокуратуры изначально были против этой реформы, заявляя, что она приведет к массовым нарушениям закона и прав граждан. Но убедить руководство страны в своей правоте не смогли, и СКП с 7 сентября приступил к работе.
Таким образом, взаимоотношения между Генпрокуратурой и СКП, по определению, оказались "недружескими". Потом два ведомства, по неофициальным данным, ожесточенно делили помещения, кадры и финансирование. Когда СКП наконец заработал, прокурорские ведомства начали обвинять друг друга в необъективности и нарушениях закона при расследовании скандальных уголовных дел. Очевидно, что на этом фоне затеянная руководством Генпрокуратуры проверка ничего хорошего СКП не сулила и, как отмечали многие наблюдатели, вероятнее всего, была нацелена на "наглядное" подтверждение мнения о "вредности" проведенной реформы.
Впрочем, как полагают наблюдатели, к реальным разоблачениям и уголовным делам проверка вряд ли приведет. Ведь сама прокуратура уже никого преследовать не имеет права. По закону о нарушениях она должна сообщить в тот же СКП, поскольку никто другой против его сотрудников возбуждать уголовные дела не может. В СКП же, вероятнее всего, с претензиями Генпрокуратуры не согласятся, и потому, скорее всего, все ограничится лишь публичной перепалкой между двумя ведомствами. Это, в свою очередь, грозит обострением начавшейся "войны спецслужб". Однако к ослаблению позиций СКП на данном этапе она вряд ли приведет - ведь глава этого ведомства Александр Бастрыкин известен как один из соратников Владимира Путина, с которым они учились еще в Ленинградском университете, отмечает издание.