Центральное место в экспозиции, названной "Из России: картины французских и русских мастеров 1870-1925", займет "Танец" Матисса – панно площадью 4х3 метра из Эрмитажа
ac-grenoble.fr

Более 100 шедевров изобразительного искусства из российских музеев готовятся к отправке на выставку в Лондоне, которая откроется в Королевской академии художеств в начале 2008 года и может привлечь сотни тысяч посетителей.

Как отмечает The Guardian, центральное место в экспозиции, названной "Из России: картины французских и русских мастеров 1870-1925", займет "Танец" Матисса – панно площадью 4х3 метра из Эрмитажа. Также на выставку привезут шесть работ Гогена, ряд важных произведений Сезанна, полотна Ренуара и "Дриаду" Пикассо, которую он написал через год после "Авиньонских девушек" (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Все эти работы хранились в коллекции российского мецената Сергея Щукина. В дореволюционный период Щукин был одним из крупнейших российских коллекционеров. После революции его собрание было национализировано. "Танец" он сам заказал Матиссу для украшения лестничного пролета в своем особняке. Кстати, Щукин едва не изменил заказ, испугавшись, что огромные голые фигуры в интерьере его дома, возможно, развратят его юных дочерей. В столовой Щукина на одной стене висели 16 картин Гогена, которые он называл "мой иконостас".

Помимо шедевров французского импрессионизма и постимпрессионизма на выставке будут представлены шедевры русских художников. Впитывая парижские веяния – во многих случаях напрямую из великолепных коллекций Щукина – эти живописцы создавали произведения, которые никак нельзя назвать вторичными.

Например, "Купание красного коня", написанное в 1912 году Кузьмой Петровым-Водкиным, вдохновлено древнерусской иконописью, возможно, никак не меньше, чем западноевропейским модернизмом.

Как подчеркнули в Королевской академии, выставке оказывается поддержка "в верхах". Президента России Владимира Путина и премьер-министра Гордона Брауна попросили написать краткие вступления к каталогу выставки. Выставка "Из России: картины французских и русских мастеров 1870-1925" должна открыться в Королевской академии художеств в Лондоне 26 января.

Однако есть вероятность, что выставка не состоится, так как на произведения изобразительного искусства может быть наложен арест по решению суда. Администрация Королевской академии попросила британские власти предоставить российскому руководству письменные гарантии того, что произведения, временно предоставленные для показа британскому музею, будут защищены от ареста компаниями, которые имеют финансовые претензии к российскому государству.

Подобный документ считается необходимым, поскольку в 2005 году картины, предоставленные для выставки одной из швейцарских галерей, были арестованы после того, как некая торговая фирма, зарегистрированная в Женеве, вчинила иск российскому государству. В итоге арест с полотен был снят и их вернули в Россию, однако предоставление экспонатов из российских государственных музеев для выставок в Британии было приостановлено, так как в Великобритании на данный момент нет закона об объектах, "не подлежащих аресту", – правовой нормы, которая страховала бы объекты культурного наследия от таких действий.

По словам официального представителя британского министерства культуры, СМИ и спорта, соответствующие законы сейчас рассматриваются и в начале будущего года, по-видимому, вступят в силу, хотя ко времени открытия выставки – в январе – они еще, вероятно, не будут подписаны королевой.

Письмо российским властям с заверениями, что произведения искусства общей стоимостью в несколько миллиардов фунтов, предоставленные Россией для экспозиции, застрахованы от ареста, уже отправлено. По словам секретаря и исполнительного директора Королевской академии художеств Чарльза Сомареза Смита, "российская сторона всецело приняла эти заверения".

Однако "успокаивающее письмо", призванное заверить Королевскую академию, что работам не угрожает арест, пока не отослано, так как британские власти, по словам представителя министерства культуры, еще окончательно не удостоверились, что Академия, в свою очередь, обеспечила "полную проверку всех работ на юридическую чистоту".

Представитель министерства признал, что ситуация запутанная и не имеет прецедентов с точки зрения британского законодательства. Он пояснил, что проверка на юридическую чистоту предполагает, что Академия должна удостовериться, что происхождение картин не является "сомнительным".