В правительстве решают, какие моногорода останутся на карте России
RTV International
 
 
 
В документе представлен алгоритм работы с моногородами,
a42.ru
 
 
 
В документе представлен алгоритм работы с моногородами, говорит сотрудник Минрегиона Андрей Нещадин: "Проблемы очень сложные, в каждом городе свои, решать их придется не один год"
НТВ

Российские власти поделят моногорода на депрессивные и прогрессивные. Первые скорее всего будут расселены. Остальным государство готово помочь. В 17 городах ситуация может взорваться в любой момент, пишут "Ведомости" со ссылкой на доклад Минрегиона "Основные направления поддержки монопрофильных городов".

В документе представлен алгоритм работы с моногородами, говорит сотрудник Минрегиона Андрей Нещадин: "Проблемы очень сложные, в каждом городе свои, решать их придется не один год". Основные направления лягут в основу концепции по развитию моногородов и новой федеральной целевой программы.

К моногородам относятся населенные пункты, которые соответствуют одному из двух критериев. Первый – 25% экономически активного населения должно трудиться на предприятиях, работающих в рамках единого производственно-технологического процесса. Второй - на долю этих предприятий должно приходиться более 50% промышленного производства.

- СМИ составили свой список "взрывоопасных" моногородов

В России более 400 таких моногородов, подсчитали в Минрегионе, в них проживает 24% городского населения страны, до кризиса они создавали 40% ВВП. Больше всего монопрофильных населенных пунктов в Ханты-Мансийском округе, Свердловской и Иркутской областях. Проблемы предприятий моногородов связаны не только с экономическими факторами (падение цен на продукцию, износ основных фондов), пишет Минрегион, но и с оттоком или естественной убылью населения.

Минрегион предлагает вести наблюдение за 250-280 моногородами, некоторые из них при необходимости могут получить поддержку уже в следующем году. В 60 городах проблемы могут обостриться в ближайшие годы, 17 считаются кризисными, ситуация в них постоянно отслеживается. "С городами из основного списка будут работать согласно основным направлениям, а в 17 городах ситуация может взорваться в любое время и потребуется срочное реагирование", - объясняет Нещадин.

Каким моногородам прикажут жить

Моногорода делятся на депрессивные и прогрессивные. К первым будет применена госпрограмма переселения. Сейчас принято решение о переселении двух городов в Республике Коми, говорит сотрудник Минрегиона: экономически нецелесообразно поддерживать города, в которых предприятия работают на технологиях 30-40-летней давности, модернизации не было последние 15 лет и которые удалены от рынков сбыта.

Прогрессивные города будут диверсифицированы. "Есть шансы выжить у четырех типов городов: спутников крупных конгломератов, обладателей уникального потенциала, городов на притрассовых территориях и тех, которые смогут перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги", - считает Нещадин.

Города, попавшие в список, должны будут подготовить программу стабилизации. В случае ее утверждения в правительстве город может претендовать на поддержку из федерального бюджета. В 2010 году на моногорода из антикризисного фонда выделено 10 млрд рублей, еще столько же инвестфонд может выделить на строительство в таких населенных пунктах.

Но для начала Минрегион намерен разработать программу стабилизации ситуации в моногородах, отработав ее на 3-5 пилотных проектах, рассказывает Нещадин. Пилоты будут отбираться на конкурсной основе. В прогрессивных городах будут использованы все возможные меры поддержки, в том числе привлечение госбанков для финансирования проектов, выделение грантов из бюджета, привлечение компаний к исполнению госзаказа, субсидирование тарифов на электроэнергию, реструктуризация задолженностей по налогам.

Единых критериев программ еще нет, указывает Нещадин, определены только сроки реализации и окупаемости: не более трех и семи лет. В реализации должны участвовать не только органы власти и представители общества, но и собственники.

СМИ составили свой список "взрывоопасных" моногородов

Отметим, что официальный список депрессивных и наиболее социально нестабильных моногородов в правительстве не озвучивают. Однако есть некоторые его вариации, в частности, так называемый "список Жукова". Так, в июле стало известно, что вице-премьер Александр Жуков, курирующий проблемы моногородов, внес подмосковный Воскресенск вторым номером (после Пикалево) в рейтинг двадцати самых проблемных городов России, пишет Regions.ru. В Воскресенске градообразующее предприятие ОАО "Воскресенские минеральные удобрения", принадлежащего холдингу "Уралхим" с осени прошлого года по март нынешнего стояло из-за проблем со сбытом продукции. Сокращение зарплат на заводе составляет от 30 до 50%.

Имеется список из 19 проблемных моногородов и у Минпромторга. Особенно министерство волнуют четыре, пишет Русский Newsweek: Парфино, Гаврилов-Ям, Нытва и Белая Березка. "Социальные риски в этих городах очень велики. Собственники не заинтересованы в модернизации предприятий. Деньги туда никто не вкладывал даже в период экономического роста", - говорит замминистра промышленности Станислав Наумов. "Там находятся предприятия, где работает не менее 25% занятого населения, - поясняет он. - Собственник уехал, актив ему не нужен, а менеджер, которого он оставил на хозяйстве, - это уровень директора прачечной".

Ранее газета "Труд" составила список городов, в которых ситуация с занятостью населения носит социально опасный характер:

Пикалево (Ленинградская область)

Пикалево - символ проблем цементной отрасли, которые начались еще летом прошлого года. С середины 2008-го цены на цемент упали вдвое, а объем заказов у заводов сократился на 30%. Треть экономически активного населения Пикалево сейчас сидит без работы. Всего в городе живут 22 тысячи человек. Кроме цементного в городе простаивают глиноземный и химический заводы. Жители неоднократно протестовали, в том числе и в Санкт-Петербурге. А в начале июня жители города Пикалево перекрыли федеральную трассу на Вологду в знак протеста против тяжелой социально-экономической ситуации. В ситуацию пришлось вмешаться лично премьеру Владимиру Путину, который прибыл в город и потребовал в течение дня решить проблему погашения многомиллионных долгов перед жителями города.

После этого в целом ряде российских регионов осуществлялись попытки повторить пикалевский опыт. Кое-где, как, например, в Байкальске, было достаточно угроз перекрыть трассу: рабочим начинали выплачивать долги по зарплате. В других случаях, например на Урале, ограничились обещаниями помочь.

Байкальск (Иркутская область) деревообработка

Каждый четвертый взрослый в городе - безработный. В центре занятости Байкальска зарегистрированы 23% экономически активного населения. Всего в городе живут 15 тысяч человек. 1300 нетрудоустроенных - с Байкальского ЦБК, местного градообразующего предприятия. Всего с октября завод покинули 1700 человек. В начале июня там прошли массовые пикеты и голодовки с требованием погасить задолженность по зарплате за три прошедших месяца. Власти в оперативном порядке начали выплаты, и протестующие , пригрозив тем не менее, что могут их возобновить в любое время.

Череповец (Вологодская область)

Общая безработица в городе около 16%, или каждый шестой взрослый. Официальная безработица - около 5%. До кризиса было в семь раз меньше - 0,7%. Оценка реальной безработицы следует из соотношения между официальной и общей безработицей в стране - 3,36 раза. Два градообразующих предприятия города, которые принадлежат "Северстали", расстались с начала кризиса в общей сложности с 9 тысячами человек из 60 тысяч сотрудников.

Нижний Тагил (Свердловская область)

Практически в каждой семье Нижнего Тагила Свердловской области есть люди, у которых возникли проблемы на работе из-за экономического кризиса. Это данные Федерации профсоюзов Свердловской области. Около 90 тысяч жителей города, по словам председателя организации Андрея Ветлужских, либо попали под сокращение, либо работают неполный день или находятся в неоплачиваемых отпусках. В городе несколько крупных градообразующих предприятий, и у всех них сейчас трудности. Например, у Нижнетагильского металлургического комбината, Уралвагонзавода и Уралхимпласта.

Магнитогорск (Челябинская область)

Общее число безработных в городе оценочно около 13,5%, если считать так же, как и в случае с Череповцом. Число безработных, зарегистрированных в службах занятости в городе, выросло за время кризиса с 0,6% до 4% за полгода, то есть без малого в восемь раз. Сейчас их около 9 тысяч человек. Зимой, чтобы встать на учет в городской центр занятости, нужно было занимать очередь на месяц вперед, а в феврале число обратившихся в службу занятости достигало 700 человек в день. В конце апреля мэру Магнитогорска Евгению Карпову пришлось отчитаться перед Владимиром Путиным о том, как город борется с безработицей.

Гурьевск (Кемеровская область)

До кризиса на Гурьевском металлургическом заводе выпускали продукцию для горно-обогатительной и цементной промышленности, стальные шары для измельчения минерального сырья были востребованы в России и СНГ. С ноября стало ясно, что старые мартеновские печи не способствуют высокой производительности труда, завод неконкурентоспособен. 1700 рабочих начали систематически отправлять в вынужденный отпуск. 2 июня завод был окончательно остановлен "в связи с отсутствием топлива и сырья для производства стали и проката", ссылается "Труд" на текст приказа в другом своем материале.

Златоуст (Челябинская область)

Златоустовский металлургический завод, который также входит в группу "Эстар", был приостановлен еще раньше, и ситуация там еще плачевнее. Зимой рабочим платили 2/3 от их тарифа, а не средней зарплаты - в итоге сумма больше походила на пособие по безработице. По словам советника главы Златоустовского городского округа Сергея Костромина, за год число сотрудников завода сократилось с 8 тысяч до 6, к осени, скорее всего, останется 3 тысячи, потом полторы, а потом без лишнего шума закроют завод. В апреле и феврале рабочие объявляли кратковременные голодовки, но переломить ситуацию не смогли. Спустя месяц, в мае, было приостановлено около 90% производственных мощностей. Но теперь речь уже идет о банкротстве предприятия.

"Русский Newsweek" этот список продолжает:

Гаврилов-Ям (Ярославская область)

Не дождавшись выплаты задержанной зарплаты, 2 июля 500 сотрудников льнокомбината вышли на митинг, угрожая перекрыть федеральную трассу. Только после этого руководство начало погашать долг перед работниками (18 млн рублей), впрочем уже тогда начал накапливаться новый – по выходному пособию уволенным по сокращению.

Горно-Алтайск (Республика Алтай)

Рабочие дорожно-строительного предприятия "Магистраль" сумели перекрыть федеральную трассу М-52 со второй попытки. Если на первый митинг, 3 июля, собрались 100 человек (и милиция их разогнала), то 10 июля уже 250 демонстрантам на 10 минут удалось остановить движение. Пикетчики требовали работы и отставки правительства Республики Алтай.

Светлогорье (Приморский край)

В мае около 1000 работников Лермонтовского ГОКа на митинге потребовали погашения долгов по зарплате. Уже в том же месяце деньги они получили, но вместе с уведомлениями об увольнении. Тогда светлогорцы написали письмо Путину, пригрозив перекрыть трассу, часть из них объявила голодовку. Проблемой занялись губернатор и полпред.

Семилуки (Воронежская область)

15-миллионный долг по зарплате и слухи о подготовке огнеупорного завода к банкротству заставили рабочих начать серию митингов с 10 июня. Лишь после угроз объявления голодовки и перекрытия федеральной трассы профсоюз встретился с советом директоров. Итогом стала договоренность о минимальных сокращениях, и то среди менеджмента.

Яровое (Алтайский край)

Около 300 работников "Алтайхимпрома" на митинге 31 марта, помимо лозунгов о сохранении производства, выдвинули требование – уволить неэффективный менеджмент и передать контрольный пакет акций из ФПГ "Реформа" в госкорпорацию "Ростехнологии". Переговоры об этом идут до сих пор, а 15 сентября завод снова встал.

Между тем, отмечает "Труд", острой ситуацию можно назвать в любом моногороде, которых почти 500 по всей России. Например, в Челябинской области кроме Магнитогорска и Златоуста сложная ситуация в Миассе (уровень безработицы вырос с начала кризиса в три раза) и Копейске. В Свердловской - в Краснотурьинске и Каменск-Уральском. Там помимо металлургических находятся еще шахты и добывающие предприятия.

Непростая ситуация в Ивановской области. Общая безработица в конце февраля, по данным Росстата, составляла рекордные 14,8%, или 80 тысяч человек. Местные службы занятости на начало мая насчитали почти 24 тысячи официальных безработных.

Топ-5 предприятий, сокращающих персонал в моногородах:

9000 человек, "Северсталь", Череповец, Вологодская обл.

3600 человек, "Урал", Миасс, Челябинская обл.

3000 человек, "Магнитогорский металлургический комбинат", Магнитогорск, Челябинская обл.

3000 человек, "Балаково резинотехника", Балаково, Саратовская обл.

2300 человек, "Алтайский трактор", Рубцовск, Алтайский край