По словам протоиерея Павла Великанова, в РПЦ есть "хроническая болезнь, название которой - декларативность"
gazetakifa.ru

В интервью, опубликованном в газете "Кифа", проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии (МДА) протоиерей Павел Великанов посетовал на закрытость Русской церкви.

"Церковное общество в своей массе вообще не готово к любому открытому диалогу, независимо от того, диалог ли это с культурой, или с ученым сообществом, или даже с журналистским", - приводит слова священника портал "Интерфакс-Религия".

По словам Великанова, в Церкви есть "хроническая болезнь, название которой - декларативность".

"Мы привыкаем вещать с амвона и подсознательно уже не предполагаем, что нам кто-то имеет право и может ответить, тем более ответить аргументированно, обоснованно и т.д. Мы сразу же пугаемся этих вещей, замыкаемся в себе и воспринимаем этого человека как потенциального "духовного врага". Так что первая задача, которую необходимо решить, чтобы вывести диалог на более высокий уровень, - это научить будущих священников самой форме диалога", - заявил проректор МДА.

Наряду с этим в церковном сообществе существует, на его взгляд, "не вполне изжитая болезнь переходного периода, которую можно назвать скрытым антагонизмом к светской культуре", когда культурное сообщество воспринимают как людей, которые пытаются собой подменить религию.

Кроме того, продолжил он, у Церкви и светской культуры нет адекватных площадок для ведения диалога.

"Естественно, мы не можем вести диалог на площадках внешних, на площадках самих представителей культуры, потому что мы подсознательно воспринимаем эти площадки как враждебную территорию. Естественно, и они не придут к нам, потому что точно так же будут воспринимать нас как пространство, даже более откровенно враждебно настроенное и агрессивно выражающее себя по отношению к ним. А других площадок у нас просто нет", - констатировал представитель РПЦ.

Великанов считает наиболее эффективным способом создания среды, в которой может вестись такой диалог, учреждение светских культурно-просветительских центров, которые не были бы юрисдикционно зависимы от Церкви, не были бы финансируемы со стороны государства, но которые бы целиком окормлялись и направлялись представителями Церкви.