Нашумевшая история со скандальной выставкой послужила автору сегодняшней публикации в немецкой газете Sueddeutsche Zeitung поводом для серьезных размышлений о роли РПЦ в современном российском обществе
Архив NEWSru.com

Нашумевшая история с выставкой "Осторожно, религия!", ее погромом и последующими событиями вокруг устроителей скандальной экспозиции послужила автору сегодняшней публикации в немецкой газете Sueddeutsche Zeitung (с переводом материала знакомит сайт InoPressa.ru) поводом для серьезных размышлений о роли Русской православной церкви в современном российском обществе.

Организаторы выставки, отмечается в статье, безусловно, понимали, что ее тематика будет воспринята неоднозначно, однако считали, как полагает директор музея А. Сахарова Юрий Самодуров, что ее можно обсудить открыто. Однако теперь ему приходится волноваться за будущее музея. Сегодня - год спустя - ведется уголовное расследование. Не против тех, кто разгромил выставку и был оправдан судом, а против Самодурова, попечителей и сотрудников музея, а также художников.

Не прошло и двух недель после триумфа националистов на декабрьских выборах в Думу, как прокуратура открыла дело по статье 282 - "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства по признаку религиозной принадлежности". Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл уже назвал выставку "прямой провокацией", которая унижает "чувства верующих".

Художественный мир Москвы, по мнению автора публикации, пребывает в волнении. По поручению суда была подготовлена 62-страничная экспертная оценка, в составлении которой принимали участие искусствоведы, социологи и психологи, и она заставляет представителей современного искусства в России, особенно тех, кто обращается к религиозным темам, опасаться наихудшего.

Художественный коллектив, приводит газета выдержки из заключения специалистов, не преследовал никаких "эстетических целей, а лишь политические и идеологические", это "пропагандистская акция", направленная против "простого верующего народа", против церкви и православной религии. При этом "культурный нигилизм разрушительным образом действует на психику человека", и как итог: выставку можно рассматривать как подстрекательство против "русской нации".

Этот опус, опасается обвиняемая по делу художница Анна Альчук, объявляет преступным современное искусство в целом: "Это симптом клерикализации страны".

И действительно, соглашается с этим выводом автор статьи, данный скандал - всего лишь последний в ряде происшествий, вызывающих недоверие к Церкви, которая очень неохотно поднимается над своим фундаментализмом. Газета при этом упоминает о сайте "православного братства "Радонеж", на котором ревнители веры обсуждают, не нужно ли переименовать Москву в "столицу еврейского автономного округа".

Протесты против нанесения штрих-кода на продукты и ИНН - в которых. По убеждению ряда верующих, неким таинственным образом зашифровано число 666, число Антихриста - можно посчитать примитивной реакцией неприятия высоких технологий и глобализации, которая случайно коснулась нескольких влиятельных монастырей, полагает Sueddeutsche Zeitung.

Можно насмехаться над тоской по монархии и спорить по поводу канонизации новых святых (газета напоминает о солдате Евгении Родионове погибшем в Чечне и почитаемым многими в качестве новомученика). Однако, если бывший генерал КГБ Николай Леонов, который в качестве депутата от партии "Родина" пропагандирует патриотически-религиозное возрождение, обращает внимание телезрителей на то, что среди представителей демократических партий нет ни одного "русского лица", то такая непривычная откровенность - это уже повод для тревоги, замечает газета.

Конечно, такие фундаменталистские заявления далеки от официальных деклараций представителей Московской Патриархии. Однако антисемитские и анизападнические подстрекательства раздаются, между тем, во многих храмах, поэтому, по мнению газеты, либеральные общины вроде той, что сложилась при московском храме Космы и Дамиана, чувствуют себя сегодня изгоями.

Через 13 лет после краха коммунизма Православная церковь снова видит себя там, где ей было комфортнее всего - на стороне власти, как это было еще со времен Ивана III, пишет Sueddeutsche Zeitung. С тех пор как Московское княжество провозгласило себя "Третьим Римом" - последним после падения Рима исторического и Константинополя убежищем православных, сакрализация власти обрела богатую традицию. Эту тесную взаимосвязь, в отличие от Запада, не сокрушили ни имущественные споры, ни близость высших иерархов к спецслужбам, ни 70 лет коммунизма.

Если Горбачев терпел православие, а Ельцин способствовал его укреплению, то Владимир Путин, по мнению автора публикации, почти воплотил в жизнь мечты Церкви о ее государственном статусе. Бывший глава спецслужб, говорится в газете, ведет себя как примерный христианин, до тонкости знающий все обряды.

Для православных священников открыты школы и армия. Патриархия отвечает на это освещением и благословением танков, солдат и ядерного оружия и одобрением чеченской войны как военного похода против "бандитов".

"Конечно, Церковь, согласно закону, отделена от государства, - приводятся в газете недавно сказанные президентом РФ слова, - однако в наших душах и нашей истории они едины. Так было и будет всегда".

Скрытая враждебность старых кадров к Западу сочетается у представителей определенных слоев современного российского общества с тем, что, по словам политолога Сергея Филатова, приводимым газетой, можно охарактеризовать как специфическую русскую православную традицию - с ксенофобией, антидемократическими и антисионистскими настроениями.

В течение последних шести лет, по информации СМИ, из страны было выслано 54 протестанта, 15 мусульман и 7 католиков. Это, как отмечает автор, огромный скачок по сравнению с эпохой Ельцина. Уже три года назад "Концепция национальной безопасности" предостерегала от опасности, исходящей от чужих миссионеров.

Сегодня почти повсюду в стране, пишет Sueddeutsche Zeitung, правят губернаторы, которые, внешне следуя благочестивому примеру президента, осложняют жизнь верующим других конфессий и вымогают у бизнесменов пожертвования на Церковь.

Если "раньше Церковь должна была прислушиваться к общественному мнению, - вновь цитирует автор Сергея Филатова, - сегодня она стопроцентно зависит от государства - и больше ни от кого".

Однако Церковь - это, прежде всего, утешение для бедных и слабых. Но, как замечает газета, возрождение православия в качестве политической силы происходит в стране, где большинство населения, заявляя о своей принадлежности к РПЦ, храм посещает - если верить опросам - довольно редко. По мнению газеты, этот факт свидетельствует о том, что люди ищут у церкви не защиты, а культурной самоидентификации.

Церковь отказалась от своих сугубо религиозных задач в пользу "светско-православной культуры и подстегивает неонационалистские настроения, поскольку сама извлекает из них пользу", приводит Sueddeutsche Zeitung мнение Алексея Малашенко из московского Центра Карнеги.

И все же, по мнению автора публикации, есть признаки того, что лучшие времена Церкви, как политической силы, уже позади: СМИ меньше упоминают сегодня о Церкви, а ее надежда определить "новую русскую идею", как считает Малашенко, не оправдалась.

Однако cуждено ли сбыться, предположению Сергея Филатова о том, что православие постепенно начнет реформироваться под давлением демократического общества, - весьма спорно. Такого общества - и в этом доля вины самой Православной церкви - не видно даже на горизонте, заключает свои размышления автор публикации в Sueddeutsche Zeitung.