Мятежный ливийский фельдмаршал Хафтар и его посланники зачастили в Москву: на кону военные базы РФ в Ливии и миллиарды на вооружение
Reuters

В понедельник, 13 марта 2017 года, от имени командующего Ливийской национальной армией мятежного фельдмаршала Халифы Хафтара в Москве провел встречу со спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра МИД РФ Михаилом Богдановым посол Ливии в Эр-Рияде Абдельбасет Бадри.

В ходе беседы, как сообщает ТАСС, стороны обсудили развитие ситуации в Ливии "с акцентом на важность налаживания инклюзивного диалога с участием представителей всех основных политических сил, племенных групп и регионов, что необходимо для выхода на устойчивые договоренности, призванные вывести страну из затянувшегося внутриполитического кризиса". В МИД РФ подтвердили ливийскому дипломату готовность Москвы содействовать продвижению политического процесса в Ливии.

В последние месяцы командующий национальной армией Ливии Халифа Хафтар, который является одной из ключевых фигур в гражданской войне в Ливии, зачастил в Москву, как и его посланники.

В июне 2016 года маршал провел в столице РФ встречу с министром обороны России Сергеем Шойгу и секретарем Совбеза Николаем Патрушевым.

В сентябре посланник Хафтара в Москве, по неподтвержденным официально данным, просил Россию содействовать в снятии эмбарго на поставки вооружений национальной армии Ливии.

В ноябре 2016 года Халифа Хафтар в очередной раз прибыл в Москву, где встретился с главой МИД России Сергеем Лавровым и провел встречу в Министерстве обороны России. Он озвучил свои пожелания получить военную помощь от РФ для борьбы с исламистами.

В начале января 2017 года маршал Хафтар поднялся на борт авианосца "Адмирал Кузнецов", который в то время возвращался из Сирии, где выполнял боевые задачи. Там он принял участие в видеоконференции с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, в ходе которой обсудил борьбу с терроризмом. По итогам этих переговоров Россия согласилась вооружить мятежного ливийского фельдмаршала и поставить ему оружие на сумму в два миллиарда долларов.

С помощью российской бронетехники и боеприпасов Хафтар сможет стать самой сильной фигурой в стране, а Москва может получить в Северной Африке то, чего она добивалась в течение многих лет, - военную базу и влияние в Ливии.

Кто такой фельдмаршал Хафтар

Халифа Хафтар родился в 1943 году, он выпускник Военной академии Бенгази, проходил обучение в СССР и Египте, говорит на русском языке, участвовал в перевороте, который привел к власти Муаммара Каддафи.

В СССР он проходил обучение дважды - на высших офицерских курсах "Выстрел" и в Академии имени Фрунзе.

В 1973 году во время войны с Израилем Хафтар командовал ливийскими подразделениями, оказывавшими поддержку Египту. Участвовал в чадско-ливийском конфликте и попал в плен. После этого Каддафи отрекся от Хафтара, что сильно повлияло на отношения между ними.

При поддержке ЦРУ Хафтар сбежал из плена и перебрался в Заир, потом в Кению, а затем - в США. Он прожил там почти 20 лет и получил американское гражданство. Но в 2011 году Хафтар вернулся в Ливию, где принял участие в войне, сообщает РИА "Новости".

Хафтар - видная фигура оппозиции. После многих лет политического и военного лавирования в хаосе ливийских событий, после пережитых покушений, Хафтар в апреле 2016 года в ходе кампании по возвращению в армию бывших офицеров Каддафи стал главнокомандующим национальной армии, которую его противники называют его "личной группировкой".

Сегодня в Ливии хоть какой-то весомой властью обладают несколько сил. Среди них - избранный еще в 2014 году парламент со штаб-квартирой в городе Тобрук; созданное в марте 2016 года при поддержке ООН и Европы правительство национального согласия со штаб-квартирой в Триполи; и "Исламское государство"* в осажденном Сирте. Халифа Хафтар до недавнего времени пользовался поддержкой США, но после отказа признать созданное в марте правительство национального согласия поддержку эту потерял.

Хафтару помогают в первую очередь Египет и ОАЭ, которые доставляют ему оружие. Именно Египет и ОАЭ могли выступить посредниками и подтолкнуть Хафтара открыто обратиться к России за военной поддержкой.

России нужны свои военно-морские базы на южном побережье Средиземноморья

Контакты между Москвой и командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром к началу 2017 года так участились, что в США и Европе всерьез стали опасаться строительства российской военно-морской и военно-воздушной базы в Бенгази. В этом случае она стала бы первой базой пост-советской России в Северной Африке всего в 700 километрах от Европы.

Министр иностранных дел Мальты Джордж Велла после посещения фельдмаршалом российского авианосца "Адмирал Кузнецов" отметил, что "русские всегда мечтали иметь базы в Средиземном море".

Как напоминает РИА "Новости", еще в 2009 году Reuters цитировал неназванного российского военного представителя, который заявлял, что в России принято политическое решение о создании российских военно-морских баз в Сирии, Ливии и Йемене в течение нескольких ближайших лет.

В январе 2017 года швейцарская газета Neuе Zürcher Zeitung сообщила, что власти Ливии подписали соглашение, в котором говорится о планах России построить две военные базы - в Тобруке и Бенгази. Тогда председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что российская сторона не ведет переговоры с ливийским руководством о создании военных баз на территории этой страны на африканском континенте.

А спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что Россия пока не собирается создавать новые военные базы за рубежом. В настоящее время у РФ только две базы Минобороны РФ в дальнем зарубежье - в Сирии: в порту Тартус и авиабаза Хмеймим.

18 января Россия и Сирия заключили соглашение, по которому российская сторона получила в безвозмездное пользование пункт военного базирования в сирийском портовом городе Тартусе на 49 лет с автоматическим продлением на последующие 25-летние периоды в случае обоюдного согласия. Россия может разместить в Тартусе одновременно до 11 военных кораблей, в том числе с ядерной энергетической установкой. Базу в Тартусе будут защищать зенитно-ракетные комплексы С-300, в том числе батарея системы С-300В4 новейшей модификации, и комплексы "Бастион" с крылатыми ракетами, а авиабазу Хмеймим - новые ракетные системы ПВО С-400.

Весной 2017 года Россия начинает масштабный пятилетний проект по расширению и модернизации базы в Тартусе.

Что касается военных баз в Ливии, то незадолго до "арабской весны" Россия намеревалась заняться восстановлением пунктов размещения ВМФ России в этой стране. Бывший лидер Ливии Муаммар Каддафи предлагал РФ разместить ее военно-морские базы под Триполи и Бенгази. Однако события 2011 года положили конец этим планам.

Если данные о соглашении с Халифой Хафтаром верны, то Россия может получить разрешение на создание военно-морской базы в Бенгази по образцу базы в Тартусе в Сирии. И тогда эти базы в восточной части Ливии станут реальной угрозой не только для Европы, но и для США, которые имеют военные базы на Сицилии - в нескольких сотнях километров от Ливии.


*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) - террористическая группировка, запрещенная в РФ.