С июня в Москве заработает ювенальная юстиция
НТВ

Первого июня в трех районных судах Москвы должны появиться отделения ювенальной юстиции. Это станет первым шагом на пути создания в городе системы судов, занимающихся только преступлениями несовершеннолетних. На правах эксперимента ювенальные суды уже были открыты в Ростовской и Брянской областях. Результаты оказались ошеломляющими. Рецидив подростковых преступлений там после открытия ювенальных судов снизошел до нуля, пишут "Новые известия".

Сейчас в России подростков судят наравне со взрослыми. Даже если ребенок совершил преступление по незнанию и под влиянием старших товарищей, он может попасть в тюрьму. Как правило, оттуда он уже возвращается матерым преступником. Причем сами сотрудники правоохранительных органов вынуждены признать, что большинство осужденных детей идут на преступление снова. Только за прошлый год в столице к уголовной ответственности было привлечено 134 подростка, из них 118 уже успели побывать в местах лишения свободы или имели условные сроки. В целом же, по данным инспекторов, более 50% подростков, выходя из мест лишения свободы, снова идут на преступление.

По мнению экспертов, вся беда в том, что закон равнодушен к подросткам. Вместо того чтобы понять, почему ребенок пошел на преступление, разобраться в причинах случившейся трагедии и исправить сложившуюся ситуацию, ребят просто наказывают. По данным правозащитников, за большинство тяжких правонарушений, в том числе убийства, подростки от 14 лет отправляются в колонию для несовершеннолетних, откуда возвращаются совсем другими людьми.

"Наши суды сейчас демонстрируют просто антиобщественный подход к решению вопроса о детской преступности, – заявил исполнительный директор общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. – Многие судьи считают, что подростков, совершивших преступление, нужно немедленно изолировать от общества". Между тем ювенальные суды будут направлены не на наказание, а на исправление подростка. Региональный опыт показал, что после процесса в таком суде подростки к преступной деятельности уже не возвращаются.

На правах эксперимента ювенальные суды уже были открыты в Ростовской и Брянской областях. Результаты оказались ошеломляющими. "Я подробно изучил опыт Таганрога и выяснил, что там рецидив подростковых преступлений после открытия ювенальных судов снизошел до нуля", – рассказал уполномоченный по правам ребенка Москвы Александр Головань. В результате работы ювенальных судов в Ростовской области многим подросткам была оказана психологическая помощь, некоторым – помощь по восстановлению в школе. Кроме того, по инициативе суда органы соцзащиты вплотную занялись семьями, из которых вышли малолетние преступники.

Москва решила последовать примеру провинции. "Я надеюсь, что ювенальные суды появятся в Москве уже к 1 июня, – рассказал уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. – В ноябре прошлого года мы уже заключили договоры с Гагаринским, Черемушкинским и Зюзенским судами, что на их базе начнут отрабатываться ювенальные технологии. Дела несовершеннолетних будут вести специально подготовленные судьи. Для этого они должны пройти курс обучения и разбираться в психологии подростков. Кроме того, в каждом суде будет работать по четыре соцработника. В их задачи входит сбор подробной информации о подростке, его взаимоотношениях с учителями и родителями. Ведь бывают такие случаи, когда ребенка обижают в школе или он растет в неблагополучной семье, а свою агрессию выбрасывает в преступлении. Все это должно учитываться при рассмотрении дела".

В настоящее время ювенальная юстиция существует более чем в 60 странах мира. Как отмечает издание, идеальный ювенальный суд – это не только судья, учитывающий психологические и возрастные особенности подсудимого. Это целая система социальной реабилитации, которая помогает вернуть подростка к нормальному образу жизни. В западных странах провинившимся детям не просто дают наказания. Их стараются заинтересовать в другом, законном и полезном деле: отправляют в спортивные лагеря, на курсы лекций, тем самым отлучая нарушителя от обыденной, зачастую неблагоприятной среды, которая привела к правонарушению.