Во вторник, 7 февраля, с официальным визитом в Сирию прибывает глава МИД России Сергей Лавров
Reuters
 
 
 
4 февраля Россия и Китай, воспользовавшись правом вето, заблокировали в Совете Безопасности ООН западно-арабскую резолюцию по Сирии
UN Photo/Paulo Filgueiras
 
 
 
Хомс, 4 февраля 2012 года
Reuters

Во вторник, 7 февраля, с официальным визитом в Сирию прибыл глава МИДа России Сергей Лавров. По его словам, он привез в Дамаск послание от президента Дмитрия Медведева, однако суть раскрыть отказался. "Внешняя политика и дипломатия требуют более классических подходов. Если я сейчас все расскажу, то можно и не ехать, а общаться через микрофон или СМИ - предпочитают отдельные страны", - цитируют министра BBC и "РБК".

В поездке Лаврова сопровождает глава Службы внешней разведки России, экс-премьер Михаил Фрадков, на что обращают особое внимание израильские СМИ, сообщает NEWSru Israel. В ходе визита главы МИДа и СВР встретятся с президентом Сирии Башаром Асадом. В США при этом рассчитывают, что Лавров "ясно даст понять Асаду, в какую изоляцию попал его режим, и подтолкнет его к передаче власти и уходу", приводит "Интерфакс" слова официального представителя Госдепартамента Виктории Нуланд.

Впрочем, сам Лавров, пообщавшись накануне в Москве со своим коллегой из Бахрейна Халедом аль-Халифой, подчеркнул, что позиция России по Сирии остается неизменной, передает НТВ. Требования должны предъявляться не только режиму Асада, но и лидерам сирийской оппозиции, насилие должно быть прекращено, откуда бы оно ни исходило, какое-либо вмешательство в ситуацию извне недопустимо, а внутренний политический диалог должен начаться без предварительных условий.

- Россия разозлила традиционных союзников в Европе
- Западная пресса: руки Москвы и Пекина обагрены кровью храброго сирийского народа

Напомним, 4 февраля Россия и Китай, воспользовавшись правом вето, заблокировали в Совете Безопасности ООН западно-арабскую резолюцию по Сирии. Как объяснили в МИДе в Москве, при подготовке проекта документа не было принято российское предложение смягчить ультимативный характер требований, в частности об отстранении Асада от власти в течение трех недель.

Кроме того, резолюция ООН не накладывала "конкретных обязательств на вооруженные группы, борющиеся с режимом", и не призывала их отвести свои силы из районов столкновений. "Такая резолюция означала бы, что СБ ООН встает на сторону одного из участников гражданской войны", - отметил глава МИДа России.

Лавров на пресс-конференции в понедельник заявил, что резолюция была поставлена на голосование поспешно. По его словам, Россия обращалась к СБ ООН с просьбой дать еще несколько дней и не ставить проект на голосование, пока Лавров и Фрадков не посетят Дамаск.

"В отказе подождать нашего возвращения из Дамаска просматривается явное неуважение", - цитирует Лаврова агентство "Синьхуа", на которое ссылается "Международное радио Китая". При этом министр отметил, что для соавторов, которые все-таки поставили резолюцию на голосование, важнее на кого-то свалить вину за происходящее, отвлечь внимание от деятельности вооруженных групп, получающих оружие и советы и другие виды содействия из-за рубежа. "Это движение пытаются использовать для смены режима в Сирии, число жертв в которой только растет", - заключил глава МИДа РФ.

Многие страны Запада и арабского мира резко раскритиковали позицию Москвы. "То, что произошло в ООН, - это просто пародия, - заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон. - После того, как Совет Безопасности был кастрирован, нам придется удвоить наши усилия за пределами ООН и работать совместно с теми союзниками и партнерами, которые поддерживают право сирийского народа на лучшее будущее".

Лавров ответил, что некоторые западные оценки действий Москвы в Совете Безопасности "звучат неприлично, на грани истерики". Ранее, во время турне по Австралии и Океании, в интервью австралийской телекомпании ABC российский министр объяснил: "Мы не друзья и не союзники президента Асада. Мы никогда не говорили, что кризис можно разрешить, только если президент Асад останется у власти".

Вместе с тем он добавил: "Смена режима, призывы кого-либо к отставке - это не наше занятие. Сами сирийцы должны решать, как управлять их страной, как проводить реформы и какие это должны быть реформы. Не должно быть никакого внешнего вмешательства".

На этом фоне, как подчеркивает BBC, встречи Лаврова в Дамаске станут для России возможностью продемонстрировать, что у нее есть альтернативные способы помочь прекращению насилия в Сирии.

Россия разозлила союзников в Европе. Эксперт: от критики Запад может перейти к санкциям

Между тем российская пресса, комментируя итоги голосования по сирийской резолюции в ООН, отмечает, что проблема этой страны осложнила отношения России даже с ее традиционными "друзьями" в Европе: Францией и Германией. Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель выступили в понедельник единым фронтом, пишут "Ведомости".

"Шокирует, что русские, которые всегда были так близки с Лигой арабских государств (план которой был в основе резолюции, - прим. ред.), дистанцировались", - передает Reuters слова Саркози. "России следует спросить себя, действительно ли мы находимся в той исторической ситуации, когда необходимо проводить политику, отличную от политики ЛАГ", - вторила Меркель.

Более того, "Коммерсант" отмечает, что из Парижа прозвучала наиболее жесткая критика. "Это позор, когда государства отказываются предпринимать ответственные действия. Откровенно говоря, некоторые политические культуры заслуживают пинка под зад", - сказал в эфире радиостанции Europe-1 министр обороны Франции Жерар Лонге.

Из контекста трудно было понять, кого именно он имеет в виду - Россию с Китаем или все же Сирию, говорится в статье. Когда же удивленный журналист переспросил, не обидят ли такие слова партнеров Франции, Лонге ответил, что "конформизм, закрывающий глаза на кровавую диктатуру, неприемлем".

Зампред международного комитета Госдумы России Константин Косачев, впрочем, выразил уверенность, что отношения с Францией и Германией значительно более устойчивые, чем разногласия по сирийскому досье, и если Москва сумеет реализовать шанс на политический диалог в Сирии, то станет одной из стран, что выведут ситуацию из кризиса, и развеет подозрения Запада в корыстных действиях.

Однако эксперт немецкого Совета по внешней политике Александр Рар не исключил, что Запад может перейти от словесной критики к санкциям в адрес России. Он пояснил, что обсуждается не столько сирийский вопрос, сколько принципы мирового устройства, и у Запада при этом очень сильная позиция: необходимо остановить убийства простых людей.

Так что сирийские события могут закончиться вооруженным вмешательством западных стран, и в новой системе мироустройства, где главными будут не суверенность государств, а самоопределение народов и права человека, Россия и Китай станут открытыми для критики действий на Кавказе и в Тибете, подытожил эксперт.