В канун отмечаемой 8 августа пятилетней годовщины российско-грузинского вооруженного конфликта "нерукопожатный" для Москвы президент Михаил Саакашвили рассказал на телеканале "Рустави 2" о "новых деталях" этой войны
Rustavi 2
 
 
 
Грузинские войска обстреливают Цхинвали, 8 августа 2008 года
Reuters
 
 
 
Дмитрий Медведев ответил на вопросы корреспондента Russia Today Оксаны Бойко о событиях августа 2008 года и последствиях грузино-югоосетинского конфликта
Правительство РФ

В канун отмечаемой 8 августа пятилетней годовщины российско-грузинского вооруженного конфликта "нерукопожатный" для Москвы президент Михаил Саакашвили рассказал на телеканале "Рустави 2" о "новых деталях" этой войны (такая формулировка использовалась в анонсе). В очередной раз назвав действия России "агрессией", грузинский лидер заявил, будто в начале 2008 года всеми силами пытался снять напряженность в отношениях, но встретил отпор со стороны Владимира Путина, который "не раздумывал ни минуты".

Так, по признанию Саакашвили, в феврале того года, на полях неформального саммита СНГ, он даже пообещал российскому президенту отказаться от планов присоединения Грузии к НАТО и от "прогрессивных отношений с США", если Россия в ответ поможет урегулировать вопросы с Абхазией и Южной Осетией. Эти два автономных региона в составе Грузии в то время были готовы в одностороннем порядке провозгласить свою независимость, а в Тбилиси, само собой, стремились этого не допустить.

- "Кто верит Медведеву? Конечно, он хотел взять Тбилиси"
- Медведев: "Отношения с Грузией не могут быть испорчены какой-то авантюрой..."
- Патовая ситуация и "совершенно очевидная" проблема для Москвы
- Южная Осетия превратилась в "черную дыру" для денег россиян
- Саакашвили о будущем и настоящем: "Сижу я в кабинете <…> особенно нечего делать"

Саакашвили также уверяет, что в обмен на возвращение беженцев Грузия была готова узаконить российские экономические интересы в Гагре, Пицунде, Сухуми, узаконить пользование железной дорогой и открыть ее в направлении Армении. "Мы практически сделали все, но получили отказ на все", - продолжил Саакашвили. По его словам, Путин, не задумываясь, ответил, что "не меняет территории на геополитическую ориентацию", цитирует "Новости-Грузия".

Поэтому, по оценке грузинского лидера, война была неизбежна. Лишь одно условие могло ее предотвратить, но для Тбилиси оно было неприемлемо: "если бы Грузия не состоялась как государство", рассудил Саакашвили. Так же и теперь, по его мысли, восстановление дипломатических отношений с Москвой возможно "лишь в том случае, если грузинский народ откажется от части своей территории, евроатлантического выбора и надежды на будущее".

Президент назвал "пятой колонной" тех политиков в Тбилиси, которые сейчас, по прошествии времени, говорят о вине обоих государств, и России, и Грузии, в развязывании войны, передает Civil.ge. Причем он недвусмысленно обвинил правящую партию "Грузинская мечта" и ее лидера Бидзину Иванишвили в том, что они якобы отрабатывают деньги Москвы. Была даже озвучена цифра: 2 миллиарда долларов, которые будто бы получил премьер.

США привели базу в Турции в полную боевую готовность

Президент Грузии еще в одном интервью - украинскому телеканалу ZIK - заявил, что США во время конфликта в августе 2008 года привели в полную боевую готовность свою авиацию в Турции, а курс на Грузию взяли корабли американских ВМС, один из которых имел на вооружении крылатые ракеты.

По словам Саакашвили, о вооружении корабля ему сообщил вице-президент США Дик Чейни.

"Когда шестой флот (США) пошел на Грузию, флагман шестого флота прошел через Босфор, то, конечно, он был вооружен крылатыми ракетами. Мне прямо сказал вице-президент Чейни: "Ты же понимаешь, что мы не питьевую воду привезли, это более серьезный груз", - заявил Саакашвили журналисту Вахтангу Кипиани.

"Когда уже Буш (тогдашний президент США) приехал в Вашингтон, то они привели в полную боевую готовность авиацию в Турции, прилетели самолеты дополнительные на их базу в Румынии", - сказал Саакашвили.

"Кто верит Медведеву? Конечно, он хотел взять Тбилиси"

Михаил Саакашвили обрушился с резкой критикой и на российского премьера Дмитрия Медведева. На момент войны тот был президентом и в преддверии нынешней годовщины подробно изложил свою позицию в двух обширных интервью - телеканалам RT и "Рустави 2" (стенограмму представляет агентство "Новости-Грузия").

"Кто верит Медведеву, что он не хотел взять Тбилиси? Конечно, он хотел этого. Это было озвучено с их стороны. Это они сказали Кондолизе Райс (бывший госсекретарь США. - Прим. ред.), что их конечная цель - полное уничтожение Грузии. Американцы в это поверили и первое, что они мне предложили, это была моя эвакуация..." - приводит слова Саакашвили "Новости-Грузия".

Комментируя прозвучавшие в этих интервью заявления Медведева, грузинский президент высказал убеждение, что "Россию остановили дипломатия и шестой флот США".

Кстати, к Путину у Саакашвили, по его словам, было совершенно иное отношение. "Я всегда говорил президенту РФ Владимиру Путину приятные вещи, вел себя как овца перед волком, но никогда волк не будет хорошо относиться к барашку", - пожаловался президент Грузии. Он также продолжил использовать "животные сравнения", говоря о невозможности сотрудничества с Россией, передает ИА Regnum со ссылкой на грузинский телеканал.

"Мы не должны быть баранами, этот путь мы уже прошли, но ничего от этого не выиграли", - отметил он. "Договориться с нынешним российским руководством невозможно", - считает Саакашвили.

Саакашвили о будущем и настоящем: "Сижу я в кабинете <…> особенно нечего делать"

После ухода с поста президента Грузии Саакашвили намерен остаться в политике. Он сказал, что хочет закончить некоторые "большие проекты" и в то же время признался, что сейчас ему заняться особенно нечем, передает РИА "Новости".

"Во-первых, я остаюсь в политике. Я чувствую большой потенциал, у нас очень много активных сторонников. Главное, что есть большие проекты, которые мы не завершили", - сказал Саакашвили. Он заявил, что останется в правительстве, если сможет осуществить свои "большие проекты".

Он также заявил, что в данный момент почти ничего не делает. Президент сказал: "Это больше похоже на почетную пенсию. Вот сижу я в кабинете <…> особенно нечего делать".

Ранее Саакашвили заявлял, что планирует посвятить себя развитию образования в стране, когда его президентские полномочия закончатся. "Я сделаю все для того, чтобы заниматься политикой в направлении, которое называется образованием и информированием", - отметил тогда Саакашвили

Медведев: "Отношения с Грузией не могут быть испорчены какой-то авантюрой..."

Между тем сам Дмитрий Медведев на встрече с активом "Единой России" в четверг вновь заявил о "спасении народов Южной Осетии и Абхазии от уничтожения". "Я считаю, что наши Вооруженные силы, вся наша страна, в этот момент проявили благородство, твердость, защитили жизнь наших людей... и создали условия для того, чтобы был обеспечен мирный способ развития Южной Осетии и Абхазии", - цитирует российского премьера ИТАР-ТАСС.

Глава правительства подчеркнул, что те "трудные, выстраданные решения были единственно возможными".

Медведев выразил желание, "чтобы мы нормально общались со всеми народами, которые живут на Кавказе, и с Грузией, конечно, потому что у нас долгая традиция добрых отношений, и они не могут быть испорчены какой-то авантюрой, которая была предпринята в тот период известными грузинскими руководителями".

Премьер убежден, что "народы все равно относятся друг к другу хорошо и это залог будущего мирного развития".

Патовая ситуация и "совершенно очевидная" проблема для Москвы

Как известно, по итогам августовского конфликта Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а Грузия, соответственно, лишилась почти 20% своей территории. Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой. И хотя транспортные и торговые связи стали понемногу налаживаться с приходом нового правительства Иванишвили, тот заявляет, что будет мирным путем добиваться возвращения этих республик. Таким образом, через пять лет угрозы новой войны нет, но ситуация остается тупиковой.

Рассуждая о последствиях и перспективах, "Газета.Ru" указывает на "совершенно очевидную" проблему для Москвы: без ее финансово-экономической помощи ни Абхазия, ни Южная Осетия, просто не выживут. Официально их независимость, помимо России, а пять лет признали лишь еще четыре "экзотические" страны: Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу. Все попытки Москвы убедить своих партнеров по СНГ последовать их примеру потерпели неудачу.

Сложившаяся патовая ситуация может оставаться такой еще сколько угодно времени, рассуждает автор статьи. С одной стороны, любой грузинский политик, заикнувшийся о признании независимости бывших территорий, автоматически становится политическим трупом у себя в стране, с другой - Россия также не хочет и не может повернуть вспять. "Сами бывшие республики после кровавых военных конфликтов с Грузией также не горят желанием возвращаться под контроль Тбилиси. Но насколько они нужны в своем нынешнем состоянии Москве - тоже большой вопрос", -заключает обозреватель.

Южная Осетия превратилась в "черную дыру" для денег россиян

В отдельной статье "Газета.Ru" в рассказывает о поездке своего корреспондента в Цхинвали накануне пятилетней годовщины августовской войны. Местные чиновники в беседе с ним признали, что на восстановлении республики были украдены миллионы, а первичная "эйфория" благотворителей из Москвы закончилась.

Даже нынешний глава республики Леонид Тибилов признал, что "колоссальная финансовая помощь" тратилась "спонтанно, без проектно-сметной документации", а руководство до сих пор не может понять, что куда ушло и сколько денег вообще было получено.

"Коррупционная схема составлялась на уровне нижнего и среднего чиновничества", - рассказал председатель госкомитета по информации и печати Вячеслав Гобозов. По его оценке, масштабы уворованных средств исчисляются не миллионами, а миллиардами.

Восстановлением, по его словам, занимались малоизвестные компании-подрядчики неясного происхождения, работы выполняли так, что после сдачи объектов на некоторых участках газопровода и водопровода не было труб. "Вокруг Южной Осетии сложился имидж черной дыры, куда утекают деньги российских налогоплательщиков", - констатировал чиновник.

Гобозов возлагает часть вины за растрату на правительство экс-президента Эдуарда Кокойты, но вместе с тем отмечает, что воровали деньги не только на уровне югоосетинских властей. По его словам, возбуждено уже более 70 уголовных дел о нецелевом расходовании средств.