kinopoisk.ru

Авдотья Смирнова, чей фильм "Кококо" в пятницу вызвал на фестивале "Кинотавр" аншлаг и бурные аплодисменты в зале, объяснила журналистам в субботу, что Яна Троянова и Анна Михалкова играют у нее не представительниц двух разных сословий, а носителей двух разных лексик.

"Кококо" начинается с того, что две женщины, сотрудница Кунсткамеры Лиза (Михалкова) и работница екатеринбургского ночного клуба Вика (Троянова), сыгравшая еще в одном фильме нынешней конкурсной программы "Кинотавра" - "Жить" Василия Сигарева, садятся в петербургский поезд, а утром обнаруживают, что у обеих украли сумки с документами. Лиза предлагает Вике переждать у нее дома, пока ей пришлют деньги. В итоге обе напиваются, ведут откровенные разговоры, в течение пары дней становятся ближайшими подругами и начинают жить вместе.

"Это история любви, безусловно. Но я считаю, что дружба - высшая форма любви. Она бескорыстнее, чем любовь с плотскими отношениями. Когда мы с Аней Пармас (сценаристом) только обсуждали историю, там был вариант истории между мужчиной и женщиной, но мы хотели рассказать чистую, концентрированную историю эмоций, не связанных с физикой", - рассказала Смирнова.

Вопреки предположениям критиков режиссер настаивает, что не снимала социальной комедии.

"У меня уже есть замечательный опыт "Двух дней", когда я попробовала снять романтическую комедию, а она была истолкована как коллаборационизм. Что нам привяжут прямое, социальное, публицистическое толкование - было понятно. Но когда говорят про сословия и социальные слои - это, мне кажется, низменный, нехороший дискурс. Для меня эта история - о языке", - заявляет Смирнова.

"Мы все пользуемся одним и тем же вокабуляром и вкладываем абсолютно разный смысл в одни и те же слова. Это явление происходит в русском языке последние десять лет. Так что картина - не о конфликте двух сословий, а о конфликте двух лексик с одними и теми же словами. Для нас важно было это, а не то, что одна с Урала, другая из Питера, одна в музее работает, а другая в ночном клубе", - объясняет режиссер.

По ее словам, Александр Расторгуев и Павел Костомаров (режиссеры фильма-участника "Кинотавра-2012" "Я тебя не люблю"), раздающие камеры обычным жителям Ростова и монтирующие фильмы из снятого таким образом материала, "занимаются этим же - исследованием языка". Что до имущественных различий, то, как рассказала Смирнова, Яна Троянова даже провела расследование, выяснила, сколько может в Екатеринбурге зарабатывать замдиректора крутого ночного клуба, и стало окончательно ясно, что Вика богаче живущей на сдачу квартиры Лизы. "Вика - не хабалка, а вкалывающая девушка", - подчеркивает режиссер.

"Фильм рассказывает о Лизе и ее друзьях, которые порядочные, моральные люди: им до всего есть дело, они пойдут на демонстрацию за Ходорковского и пойдут на музейную зарплату покупать памперсы в детский дом, но при этом своего близкого мы замучаем как никто другой - своим участием и тем, что мы знаем, как надо. Мне хотелось сказать то, что я считаю правдой о нас самих", - комментирует Смирнова, лишний раз подчеркивая, что никакой социальной критики в картине нет.

Режиссер также отметила, что фильм снимался без оглядки на коммерческий успех.

"Степень расчета здесь - нулевая. Никто, кроме Сельянова, ее бы наверное не запустил, там нет того, что сейчас привлекает продюсеров", - сказала она.

"Кококо" выходит в прокат 14 июня на 100 с лишним копиях.

По словам Сельянова, бюджет фильма составил около 1,4 миллиона долларов.

"Инвесторов как таковых мы не привлекали, но некоторые люди реагируют на то, что Дуня делает, и считает, что они должны в этом участвовать, если могут. Таких помощников у нас было два или больше. Мы благодарны им не за деньги - сами бы справились - но за соучастие. Это позитивный знак, про страну начинаешь лучше думать", - говорит продюсер.