Упорное нежелание Минфина поддержать российский фондовый рынок привело в конечном итоге к сокрушительному обвалу, который, в свою очередь, стал причиной серьезного кризиса на рынке межбанковского кредитования.
Неисполнение обязательств по сделкам РЕПО (выдача кредитов под залог ценных бумаг), вызванное потерями на фондовом рынке, привело к распродаже заложенных активов, которая окончательно обрушила котировки. Еще в начале сентября, по мнению многих участников рынка остановить падение могли те же "уговоры" президента Дмитрия Медведева , только подкрепленные суммой в 4 миллиарда долларов. И даже последующие проблемы на мировых фондовых рынках не привели бы к той катастрофе, к которой привели. Ну упали бы котировки на 3-4%, как в других странах, а может быть и этого бы не было. Однако никаких реальных шагов денежные власти предпринимать не стали.
Некоторое время рынок держался на обещании инвестировать часть средств Фонда национального благосостояния на российском фондовом рынке, однако после заявления министра финансов Алексея Кудрина о том, что в ближайшее время рынок этих денег не получит, обвал продолжился.
В самом деле, если президент считает цены на акции российских компаний чрезвычайно привлекательными, а министр финансов так не считает, то последнему, как профессионалу веры больше. А значит надо продавать по любым ценам - все одно дешевле будет.
Очевидно российский министр решил дождаться, когда перестанет лихорадить мировые рынки, однако крах российских бирж подлил масла в огонь и в мире - крупные фонды инвестировавшие в акции на развивающихся рынках понесли дополнительные потери и стали распродавать активы. В итоге пришлось для спасения рынка три дня подряд останавливать торги на крупнейших фондовых площадках - ММВБ и РТС - да еще и экстренно вливать в банковскую систему более 800 миллиардов рублей, чтобы погасить зарождающийся банковский кризис. Не остался в стороне и ЦБ, снизив нормативы по обязательствам банков перед физическими лицами с 5,5 до 1,5%, по обязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и иностранной валюте - с 8,5 до 4,5%, по иным обязательствам в рублях и иностранной валюте - с 6 до 2%. Это высвободит у банков еще 300 миллиардов рублей.Минфин пошел еще дальше, и три системообразующие банка - Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк" получили возможность привлекать на трехмесячные депозиты бюджетные средства объемом до 1,232 триллиона рублей. Эта сумма странным образом совпадает с другой суммой - 45 миллиардов долларов. Именно столько должны выплатить российские банки и корпорации до конца года иностранным по кредитам и облигациям, размещенным за пределами страны. По сути, Минфин неявно предлагает заменить внешнее финансирование частного сектора бюджетными средствами, использовав в качестве прокладки Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк".
"Газпромбанк" уже подключился к спасению российской финансовой системы, закрыв самое узкое ее место, согласившись рефинансировать инвестиционный банк "КИТ Финанс", чтобы тот смог выполнять свои обязательства. При этом сумма выглядит все же явно избыточной - многие компании и без государственной помощи нашли способ обслужить или рефинансировать свои долги. Очевидно, помимо поддержания достаточного уровня ликвидности и замещения внешнего финансирования на госбанки возложена еще одна почетная миссия - спасти российский фондовый рынок от окончательной и бесповоротной смерти. И чем лучше они с этой задачей справятся, тем больше заработают на росте акций. А там, глядишь, и в мире ситуация нормализуется, и деньги Фонда национального благосостояния подтянутся.