В Курганской области вынесен приговор мужчине, который убил свою тяжелобольную родственницу. Женщина сама просила лишить ее жизни и избавить тем самым от мучений.
Целинный районный суд Курганской области признал жителя села Целинное Абая Жаркина виновным в смерти 56-летней сестры, сообщает официальный сайт областного следственного управления. Его приговорили к 3,5 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Осужденный взят под стражу в зале суда.
По данным проведенного следствия, в августе 2010 года Жаркин задушил свою сестру в частном доме, где он жил вместе с родственниками. После совершения убийства мужчина сам пришел в милицию и сознался в содеянном. При этом он сказал, что совершил убийство родственницы по ее просьбе, из жалости и гуманных соображений.
Установлено, что погибшая женщина в течение длительного времени страдала онкологическим заболеванием, не могла самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Добавим, что аналогичное преступление в той же Курганской области совершено две недели назад. Тогда милиция задержала мужчину, подозреваемого в убийстве супруги. Он утверждает, что сделал это из гуманных побуждений и по просьбе жены, которая была больна раком.
Обвинение в убийстве предъявлено 59-летнему жителю села Просвет Кетовского района. По данным расследования, вечером 9 января 2011 года подозреваемый, находясь в собственной квартире, удавил свою 55-летнюю супругу с помощью ремня. Впоследствии мужчина пояснил, что сделал это по просьбе своей жены.
"Супруга обвиняемого действительно болела тяжелым онкологическим заболеванием, но в данном случае это не является смягчающим вину обстоятельством, - пояснили в следственном ведомстве. - В российском уголовном праве нет такого понятия "эвтаназия". К тому же в России эвтаназия запрещена".
Между тем эксперты считают, что истинные причины подобных убийств кроются в нехватке хосписов и в том, что государство бросает на произвол судьбы смертельно больных граждан. Они убеждены и единогласны во мнении, что если больной раком человек на терминальной стадии просит родственников себя убить, значит, этот человек страдает от боли и не получает адекватное обезболивание.
"Если такое преступление происходит, то это вопрос не только к человеку, совершившему это преступление, а этот вопрос к местным властям, к государственным структурам, не обеспечившим поддержку семье в трудный период", - считает дочь основателя Первого Московского хосписа Веры Миллионщиковой, президент Фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер.
В России (за исключением Москвы и Петербурга) нет не только хосписов, но даже патронатной службы, которая есть во всем мире, утверждает исполнительный директор фонда "Справедливая помощь", врач паллиативной медицины Елизавета Глинка. В интернет-сообществе она известна как доктор Лиза.
По мнению Глинки, больной человек, даже находясь дома, не должен оставаться вне поля зрения лечащего врача. "Я хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что сейчас в российском арсенале есть все препараты и все возможности для адекватного обезболивания больного даже на дому, можно говорить, что нет хосписов, можно говорить о чем угодно, но все зависит от доктора, который курирует данного больного, - говорит доктор Лиза. - Если доктор не может помочь больному вылечить заболевание, то он обязан не оставлять его в боли и опасности, потому что боль - это то же самое, что оставление больного без помощи".
В своей практике доктор Лиза неоднократно встречала случаи, когда в выходные или праздничные дни больные оставались без обезболивающих препаратов и шли к наркодилерам. "Факты эти все известные, но о них молчат", - добавила Глинка.
Ко всему прочему, онкологические пациенты в регионах зависимы от графика работы районного врача-онколога. "Если в районе онколог в отпуске, значит, он не сможет подписать бумаги для обезболивания и рецепт на наркотики. Он там один на весь район, - продолжает президент фонда "Вера". - Например, был случай в Балашихе недавно. Конечно, это вопрос к местным властям, а не к тем родственникам, которые в состоянии истерики готовы на все", - отметила президент фонда "Вера".
При этом оба эксперта выступают против введения в России эвтаназии. "К эвтаназии я отношусь отрицательно. Это настолько хрупкая тема, особенно в нашей стране", - считает доктор Лиза.
"У нас недостаточно развитое общество для таких действий. Тут же могут быть злоупотребления в отношении одиноких старушек, инвалидов, чьи квартиры будут кому-то нужны. Лично я категорически против поднятия этого вопроса в нашем государстве", - сказала также Федермессер.
Глава фонда "Вера" утверждает, что даже безнадежно больного человека можно избавить от суицидальных мыслей в течение двух дней, если оказывать ему необходимую медицинскую помощь. "Если можно обеспечить человеку достойную жизнь до конца, то он будет хотеть до конца ее достойно прожить, а не уходить раньше времени", - сказала Нюта Федермессер.