Moscow-Live.ru

Сделка по продаже 19,5% акций "Роснефти" продолжает вызывать вопросы - на этот раз у банков, с которыми итальянская Intesa хочет разделить кредит на 5,2 млрд евро, выданный покупателям пакета консорциуму швейцарской Glencore и катарского QIA, сообщает РБК со ссылкой на информацию издания GlobalCapital.

Группа Intesa в начале января заключила кредитное соглашение c консорциумом Qatar Holding - Glencore, предоставив ему 5,2 млрд евро на покупку акций "Роснефти". Представитель банка тогда сообщал, что Intesa будет привлекать другие банки, чтобы разделить с ними этот кредит. Однако теперь выяснилось, что зарубежные банки не готовы участвовать, пока не узнают все детали этой сделки.

Как сообщает GlobalCapital, банки на европейском кредитном рынке готовятся к тому, что Intesa пригласит их к участию в синдикате, но на данный момент "они знают о структуре владения (акциями "Роснефти") или структуре финансирования сделки не больше, чем можно судить по той скудной и неясной информации, которая представлена в официальных заявлениях и сообщениях СМИ". Пять источников в различных крупных банках сказали изданию, что не будут участвовать в синдикации кредита, пока не идентифицируют бенефициарных владельцев приватизированных акций "Роснефти", которые принадлежат цепочке SPV-компаний (компаний специального назначения), зарегистрированных в Сингапуре, Великобритании и на Каймановых островах.

О каких банках идет речь, не уточняется. РБК сообщает, что представители крупнейших участников европейского рынка синдицированных кредитов (HSBC, Barclays, Societe Generale, BNP Paribas, Credit Agricole, ING Groep, UniCredit) отказались от комментариев.

То, что Intesa ищет банки для синдицирования кредита уже после того, как она его предоставила, нетипичная ситуация. Источник в банковских кругах сказал РБК, что Intesa фактически "продает риск, который взяла на себя больше, чем нужно". Диктовать условия Intesa не может, так как потенциальные участники синдиката знают, что ей нужно разгрузить риск, и будут ждать лучших условий сделки, говорил ранее РБК профессор финансов Хьюстонского университета Крэйг Пирронг.

Glencore в пресс-релизе от 10 декабря об участии в приватизации "Роснефти" сообщал, что 19,5% акций "Роснефти" приобретает консорциум Glencore и QIA, созданный на паритетных началах. При этом Glencore внес в сделку только 300 млн евро собственных средств (2,9% от общей стоимости сделки). Однако, как отмечает РБК, из публичной информации о компаниях-покупателях невозможно однозначно сделать вывод о том, что долей в "Роснефти" Катар и Glencore владеют на паритетных началах. Непосредственным держателем 19,5% акций "Роснефти" стала сингапурская QHG Shares Pte, которая целиком принадлежит британской QHG Investment. Та, в свою очередь, контролируется катарским фондом и британской QHG Holding. А последняя в документах сингапурского корпоративного реестра значится "материнской компанией" консорциума, но участников у нее трое: помимо Glencore и QIA - офшор QHG Cayman Limited, зарегистрированный на Каймановых островах.

В отличие от Великобритании, информация об учредителях и владельцах компаний на Каймановых островах не подлежит публичному раскрытию. При этом два источника РБК, близкие к участникам сделки по продаже 19,5% акций "Роснефти", настаивают, что появление офшора с Каймановых островов в структуре собственников носило "технический" характер.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев отказался комментировать РБК вопрос о бенефициарах QHG Cayman.