Президент России Дмитрий Медведев во вторник провел встречу в формате "открытого правительства", в ходе которой затронул широкий круг вопросов. Среди прочего он предложил правительству набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме.
"Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме. Вот как утвердили, по пунктам, так и провести. Если правительство этого не сделает, это означает, что приватизации не будет", - цитирует главу государства "Интерфакс".
По словам Медведева, решения о приватизации не исполняются в полном объеме потому, что сначала принимаются, а потом "на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов, одержимых разными устремлениями".
"Факт в том, что в результате этого правильное по сути решение о приватизации размывается по соображениям нецелесообразности: "Давайте этот завод не будем трогать, он нам так важен. Более того, там пока ситуация не блестящая, пройдет два-три года, акции на рынке начнут котироваться по каким-то другим уже цифрам, тогда мы все и продадим". И ничего не исполняется", - сказал президент.
Кроме того, Медведев встревожен данными о количестве предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности в России. Он считает, что это количество подрывает веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране.
В ходе совещания Медведев обратил внимание на тему привлечения предпринимателей к уголовной ответственности. Данные по привлечению каждого шестого предпринимателя к ответственности проверялись им в правоохранительных органах.
"Я звонил в правоохранительные ведомства, чтобы понять - это правда или нет. Потому что если это правда, то это катастрофа. Но у меня все-таки ощущение, что эта цифра несколько виртуальная", - отметил президент.
В то же время, по его словам, если речь идет о проверках, то "я готов в это поверить". "Я понимаю, что речь идет не об осуждении, потому что по экономическим составам у нас сидит где-то 120 тыс. человек, но это те, кто именно реально отбывают наказание", - добавил Медведев.
При этом, если данные по привлечению каждого шестого предпринимателя к уголовной ответственности верны, то "это тяжелейший показатель, потому что в этом случае наш предпринимательский климат будет целиком и полностью завязан на деятельности уголовной системы".
"И с этим тогда нужно что-то делать радикальным образом. Да, я понимаю, что там могут быть разные составы, и, наверное, подавляющее большинство - это налоговые составы. Но тем не менее речь идет о цифрах, которые подрывают веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране", - подчеркнул президент.
В ходе встречи президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян, сославшись на данные Счетной палаты, сообщил, что "за последние десять лет Россию покинуло более 1,25 млн человек, а 37 российских компаний покинули Россию и разместили свои акции только за рубежом".
"Это наш юрисдикционный проигрыш, мы проиграли юрисдикционную войну", - считает специалист. Он связывает "утечку умов" сболее привлекательными условиями за рубежом.
Медведев согласился, что "это борьба за человека, и мы ее проигрываем". При этом президент заметил, что более спокойно относится к данной статистике, чем к информации о привлечении большого количества предпринимателей к уголовной ответственности. Глава государства также уверен, что покинувшие Россию "вернутся, если создадим нормальные условия для работы".
Президент также прокомментировал ряд прозвучавших предложений, в том числе о введении запрета на увеличение доли госкомпаний на приобретение таких активов.
"Попробовать что-то сделать можно, но не просто ввести запрет, потому что запрет будут стараться обходить. Можно было бы пойти по другому пути, чтобы на такого рода приобретения нужно было давать какое-то высочайшее согласие или в форме решения правительства, или в форме решения министерства, причем это должно делаться абсолютно публично", - сказал Медведев.
Таким образом, должно быть видно, что конкретная госкомпания намеревается приобрести какой-либо актив, например, СМИ.
Медведев признал, что "госкомпании много чего покупают, очень часто это ничем не мотивировано, очень часто это чем-то мотивировано".
"В любом случае, действительно, в результате происходит расползание государственной собственности, причем очень часто на те сферы деятельности, которые к основному бизнесу госкомпаний отношения не имеют, и проконтролировать все это чрезвычайно тяжело", - сказал Медведев.
Медведев напомнил, что сам "имел опыт председательства в совете директоров одной из крупнейших компаний". "Там много чего покупается и продается, и когда оцениваешь, когда тебе докладывают какую-то позицию о приобретении чего-то, вроде бы выглядит все логично, а потом в комплекте получается абсолютно бессмысленно", - сказал Медведев.
Президент считает, что независимые директора должны полностью заменить госслужащих в советах директоров государственных компаний.
"Доведение числа независимых директоров до 100% - это я поддерживаю. Что-то приватизировать, что-то, может быть, мы не успеем приватизировать, но в любом случае независимые директора должны полностью заместить государственных служащих (в советах директоров госкомпаний)", - подчеркнул Медведев.
При этом глава государства напомнил, что он уже сделал первый шаг в этом направлении. "Я сделал первый шаг, и то он проходил с нервами, но, тем не менее, он прошел. Министры у нас в советах директоров больше не заседают, помощники президента не заседают, но остались замминистра", - добавил он.