Белоруссия еще с конца 2006 года просила у России миллиард долларов межгосударственного кредита для покрытия убытков от повышения цены поставок российской нефти и газа. 20 декабря в Белый дом неожиданно был вызван белорусский министр финансов Николай Корбут, пишет "Коммерсант". Там вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин и подписал с ним соглашение о предоставлении Белоруссии госкредита - в размере 1,5 млрд долларов.
Заметно растерявшемуся партнеру Алексей Кудрин, по крайней мере на словах, обещал еще один кредит в 2008 году в размере 2 млрд долларов, а затем Белоруссии было предложено разместить облигации на российском рынке на сумму 10 млрд рублей, и если эти бумаги получат спрос, повторять эту операцию по мере необходимости.
Белоруссию буквально засыпали деньгами - белорусский министр финансов даже оговорился, что его страна, обращавшаяся за кредитами и в другие структуры, ранее "имела желание иметь меньше".
Первые 1,5 млрд Россия предоставит Белоруссии не двумя порциями, а сразу. Они будут направлены на финансирование дефицита белорусского бюджета, который на 2008 год уже определен в 1,9% ВВП, или 1,2 млрд долларов. Куда будут направлены еще два млрд, равно как и деньги от белорусских облигаций, не уточнялось.
Для Белоруссии 3,5 млрд кредитов в 2007-2008 году - это около 7% расходов консолидированного бюджета страны на 2008 год (24,4 млрд).
Еще накануне визита Владимира Путина политологи предполагали, что кредит России Белоруссии может быть платой за согласие Александра Лукашенко на широкий допуск России в экономику страны, причем не только об участии российских компаний в приватизации белорусских, но и о более широком сотрудничестве.
У Алексея Кудрина есть своя версия: по его словам, кредиты позволят "всем белорусским хозяйствующим субъектам при осуществлении торговых сделок в Россией, в том числе и с "Газпромом", иметь хороший запас золотовалютных резервов, который обеспечит внешнеторговый оборот России с Белоруссией".
Если в Белоруссии не откажутся от российских дешевых денег, степень интеграции экономик двух стран неизбежно увеличится, равно как и привязанность Белоруссии к российским финансовому и фондовому рынкам. Там, где не действуют политические аргументы, вполне можно попробовать решить проблему не слишком большими для России деньгами.