В ослаблении рубля виновата мировая политика, а вовсе не внутренние проблемы России. Также в Минфине уверены: падение цен на нефть неопасно, ведь бюджет РФ рассчитан для нефтяных цен в 100 долларов за баррель.
Такую позицию Минфин представил в Лондоне в кулуарах ежегодного заседания совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития. "Независимая газета" удивлена таким оптимизмом: в марте этого года международные рейтинговые агентства подсчитали, что российский бюджет будет сбалансирован только при цене на нефть в 117-120 долларов за баррель.
Итогом минувшей недели стало существенное удешевление рубля. 18 мая курс составил около 31,4 рубля за доллар. Таким курс был в конце января этого года, после чего в стране наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Нефть на фоне политической и экономической нестабильности в Греции подешевела по итогам недели примерно до 107 долларов за баррель.
Но Минфин решил успокоить российскую общественность и опровергнуть слухи о том, что страна скатывается в очередной кризис. Замглавы Минфина Сергей Сторчак уверил, что ни в падении цен на нефть, ни в ослаблении рубля он не видит никаких серьезных рисков для российской экономики.
В Минфине настаивают: ухудшения экономического положения страны обусловлены вопросами мировой политики и даже психологией игроков на внешнем рынке, а вовсе не внутренними проблемами России и не ее макроэкономическими показателями.
"Рубль ведет себя так под давлением новостей, связанных, скорее, с политической сферой, чем экономической. Такое поведение рубля - свидетельство слишком большого развития финансового сектора в мире. Финансовый сектор слишком оторвался от других отраслей экономики. Нет таких оснований, по крайней мере серьезных макроэкономических, чтобы была такая турбулентность рынка. Мне кажется, что это в сфере психологии по-прежнему не очень высокого доверия к политикам, которые проводят различные страны", - цитирует замминистра "Прайм".
Один из доводов в пользу этого тезиса состоит в том, что дешевеют относительно доллара сейчас не только рубль, но и другие сырьевые валюты - например, австралийский доллар.
Высказался Сторчак и по поводу цен на нефть. По его словам, бюджет на 2012 год "рассчитан при цене 100 долларов за баррель". Сейчас нефтяные цены хоть и падают, однако они все еще довольно высоки, поэтому бояться нечего.
Если цена на нефть составит, допустим, 110 долларов за баррель, тогда страна недополучит, по словам Силуанова, 300 млрд рублей и не сможет увеличить свой Резервный фонд. Но расходные обязательства бюджета от такого снижения не пострадают, добавляют в Минфине.
Однако даже если бюджет рассчитан при 100 долларов за баррель, это вовсе не значит, что он при такой цене будет сбалансирован, то есть что доходы покроют расходы. Еще в марте 2012 года международное рейтинговое агентство Fitch оценило предвыборные обещания президента Владимира Путина в 160 млрд долларов, или в 8% ВВП.
В итоге специалисты Fitch пришли к выводу, что с учетом предвыборного популизма для балансировки российского бюджета понадобится цена на нефть в 117 долларов за баррель. Чуть позже агентство Standard & Poor's в своем отчете сделало вывод, что бюджет РФ будет сбалансирован в среднем при 120 долларов за баррель.
Независимые эксперты назвали заявления Сторчака "успокоительными речами", которые звучат не слишком убедительно. "Если ослабление национальной валюты обусловлено внешними, а не внутренними проблемами, то почему тогда рубль слабеет по отношению не только к доллару, но и к евро?" - рассуждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Сам факт того, что даже на фоне потрясений еврозоны эта валюта выглядит стабильнее российской, свидетельствует о многом. По словам Николаева, по курсу валюты можно определить, потенциально слаба или сильна экономика. И судя по курсу рубля, экономика РФ потенциально слаба, отмечает эксперт.