Moscow-Live.ru

Премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс назвал условие компромисса между "Газпромом" и Евросоюзом: снижение цены на газ.

"Может быть подписан и мирный договор, но, конечно, если будут приняты определенные обязательства. Если они будут выполнены за определенный период: можно гадать, или это будет определенное снижение стоимости газа, или какие-то другие предложения. Это уже вопрос руководства "Газпрома", - сказал он в интервью радиостанции Ziniu radijas.

По его словам, получит ли "Газпром" штраф или ему удастся подписать мирный договор, будет зависеть от того, как отреагирует компания на представленное Еврокомиссией заявление. "Возможно, концерн и сам предложит решить этот вопрос. Может представить предложение об определенных обязательствах, здесь все будет зависеть от того, как отреагирует "Газпром" на это предложение", - сказал премьер Литвы.

Мировая пресса также обсуждает возможную реакцию "Газпрома" на претензии Еврокомиссии. СМИ, обзор публикаций которых приводит InoPressa.ru, советуют ЕС упростить доступ на рынок конкурентам "Газпрома", диверсифицировать поставки и "пробудить в себе мушкетера" - закупать газ коллективно и по одной цене для всех,

Так, The New York Times придерживается мнения, что "никакой иск не заставит Путина прекратить использовать газ как политическое оружие". "Газпром" и Кремль сделают все, чтобы по-прежнему иметь дело с отдельными странами и не признавать приоритет Брюсселя.

"Этот шаг равносилен прямому вызову в адрес официальной Москвы", - говорится в статье. Он "неизбежно станет экзаменом на геополитическую волю, если учесть трения между Россией и Западом из-за причастности Кремля к украинскому кризису".

На взгляд многих экспертов, Еврокомиссия имеет преимущества в этом споре, а также мощные экономические рычаги - "Газпром" могут оштрафовать на 10 млрд евро. Но еще большую тревогу вызывает у "Газпрома" перспектива допуска на рынок конкурентов.

Издание замечает: шаг ЕС - "прямой вызов экономической и геополитической стратегии президента Путина, поскольку он потенциально ограничит способность России устанавливать льготные цены для одних покупателей и карательно-высокие для других".

Аналитик Сейбрен де Йонг полагает, что спор не разрешится быстро: "Не думаю, что официальная Москва направит кого-то для прямых переговоров с Брюсселем: это было бы равносильно признанию авторитета Еврокомиссии в таких вопросах", - отмечает он.

Список претензий к "Газпрому" довольно "значителен", говорится в статье Sueddeutsche Zeitung. Концерн обвиняют в том, что он "препятствовал свободному потоку газа между отдельными государствами - членами ЕС, а также противодействовал сокращению зависимости Европы от поставок энергоносителей из России и вел нечестную ценовую политику в ущерб своим покупателям".

Эти "бюрократические" претензии вполне способны перекроить европейский газовый рынок и серьезно ударить по российской экономике, пишет автор, поскольку "Газпром" не только поставляет в Европу треть от потребляемого ею газа (в некоторые страны - все 100%), но и имеет огромное значение для самой России. Суммарный оборот концерна и более чем тысячи дочерних предприятий, на которых работают 400 тысяч сотрудников, составляет 120 млрд долларов.

Вряд ли российское правительство оставит без ответа покушение на самый значительный источник своих валютно-финансовых поступлений, поэтому в кругах, близких к правительству ФРГ, ожидают, что в ближайшие месяцы "и так пострадавшие из-за санкций экономические отношения ЕС и Россией грозят ухудшиться еще больше".

"Никакой иск не сможет заставить Путина прекратить использовать природный газ как политическое оружие с целью раскола Европы, - пишет Bloomberg View. - В долговременном периоде единственное реальное решение этого вопроса - диверсификация энергетических поставок ЕС".

Государства ЕС немногое могут сделать, чтобы противостоять путинской агрессии. Один из способов - пробудить в себе мушкетера и подписаться под планом Польши закупать газ коллективно - по одной цене для всех, считают авторы статьи.

Постепенно ЕС и Россия становятся все менее зависимыми друг от друга, - отмечает издание. Однако потребность восточных членов ЕС в российской энергии остается острой, что дает Путину мощные рычаги влияния. В конечном итоге только координация европейских стран в области энергетической политики сможет освободить Европу от зависимости от российского газа.

Комментируя иск Еврокомиссии к "Газпрому", The Wall Street Journal пишет, что лучшим решением в стратегическом и экономическом плане было бы снизить барьеры для вступления на европейский газовый рынок, упростив для конкурентов "Газпрома" разработку значительных, но нетронутых внутренних запасов газа на континенте. Упоминаются запреты на добычу энергоносителей методом гидроразрыва в таких странах, как Германия, Болгария, Франция и Люксембург.

"Вместо того чтобы подорвать монополизм "Газпрома", повысив добычу нефти и газа, Европа стремится выиграть в суде антимонопольное дело, которое было начато в 2011 году, может тянуться годами и, в лучшем случае, закончится юридическими санкциями, которые Кремль будет рассматривать как легкий выговор в сравнении со стратегическими доходами, которые он получает от доминирования "Газпрома" на рынке, заключает издание.

Напомним, в среду, 22 апреля, Еврокомиссия направила "Газпрому" уведомление о претензиях в нарушении антимонопольного законодательства на рынках Центральной и Восточной Европы. По мнению Еврокомиссии, в восьми странах Центральной и Восточной Европы "Газпром" завышал цены на газ.

Кроме того, холдинг ограничивает возможности потребителей перепродавать газ через границы, что позволяет компании устанавливать несправедливые цены для некоторых стран - членов ЕС. В сообщении ЕК отмечается, что направление уведомления не предвосхищает окончательного результата расследования, проводящегося с сентября 2012 года.